Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

 КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Очевидный кризис российской культуры, являющийся одной из основных составляющих общего кризиса российской государственности, дошёл, похоже, до своего логического предела. Ориентация официальных культурных инстанций на усреднённые псевдоевропейские стандарты (являющиеся на деле порождением западных и американских коммерческих технологий) привела к тому, что уже само слово "культура" утратило своё изначальное содержание и превратилось в некое утилитарное понятие. Наиболее очевидно наша культурная деградация проявляется, пожалуй, в современном российском кинематографе. Не будет преувеличением сказать, что за последние, условно говоря, полтора десятилетия (с начала пресловутой "перестройки") в отечественном кино не было создано ни одной работы не то что полновесного художественного качества, а и просто имеющей основания рассчитывать на сколько-нибудь продолжительную жизнь. Всё начиналось с шумного, искусно подогреваемого "успеха" ныне наглухо забытых "Маленькой Веры" и "Покаяния". Страшно сказать, но о чисто художественных достоинствах (обусловленных высочайшими уровнем и потенциалом советского кинематографа) этих конъюнктурных поделок нынешним кинопроизводителям можно только мечтать. Да, это были уже пустые, высосанные из пальца произведения с отчётливым антисоветским (антирусским) душком - но была ещё высокого качества игра актёров, была удовлетворительная режиссёрская школа!.. И когда ныне время от времени начинают подвергать шумной "раскрутке" совершенно непотребные "шедевры" (типа "Брата", "Бригады" или вообще какого-нибудь "Фандорина"), то становится совершенно очевидно, что общественное сознание роковым образом утратило представление о том, буквально, "что такое хорошо и что такое плохо". Солидные вроде бы люди на полном серьёзе усматривают "патриотический" пафос в дешёвой киноподелке о каком-то отморозке без мозгов или пафос "антимафиозный" в идиотской гангстерской мелодраме. Об уровне российских "кинозвёзд" и говорить не приходится. Особенно больно видеть личностную и профессиональную деградацию иных ветеранов советского кинематографа. Больно видеть, как живые легенды превращаются в заурядных холуёв и торгуют своей "легендарной" внешностью порой по самым бросовым ценам. 

В современной российской литературе преобладают всё те же тенденции, менее очевидные по ряду причин, и в первую очередь по причине исчезновения реального читателя. И будет малоубедительно здесь ссылаться на процветание книжного бизнеса, поскольку он на то и бизнес, чтобы "заколачивать деньгу" всеми доступными способами (как правило, спекулируя на низких инстинктах, изначально присущих каждому человеку). В том, что это является следствием проводимой государственной (в том числе и культурной) политики, нет оснований сомневаться. С одной стороны - полки в книжных магазинах завалены иностранными авторами (как правило, сомнительного достоинства) и, естественно, Мандельштамом; с другой стороны - делаются попытки инициировать изменение школьной программы (чтобы русские дети травмировались шизофреническим бредом Солженицына и гугнивым косноязычием Бродского). Но хотелось бы сказать о другом, а именно: естественная преемственность поколений в русской (в самом широком смысле) литературе нарушена - и, похоже, нарушена безнадёжно. Разного рода псевдопатриотические "прорывы", время от времени произвольно декларируемые иными суперактивными литературными функционерами, оказываются фикцией ещё до того момента, когда шум от них надоедает публике. И сколько бы они ни шумели, всё равно на государственном культурном уровне Россию нагло представляют жванецкие и евтушенки. Это является одной из главных составляющих нашего русского поражения - по крайней мере, на данном историческом этапе. Не признать этого - значит, продолжать упиваться бессмысленными иллюзиями и добровольно продлевать собственную агонию - как нации и как государства. Признать и осознать это - значит, сделать шаг к тому, чтобы подняться наконец с колен...

— И никогда не бояться Правды! 

Иван ГОЛУБНИЧИЙ

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru