Раньше сказали бы так: «Съезд прошёл в тёплой дружественной обстановке». А какими словами передать дух атмосферы 9-го съезда Петровской академии наук и искусств, состоявшегося недавно в Санкт-Петербурге? Мне думается, что для характеристики настроя участников форума вполне годится этот лексический оборот давних времён. Москву представляла делегация из 11 человек. Большая часть состава —
члены МГО СП России.
Тон обстоятельному разговору на тему «Социально-экономические проблемы современной России и пути их решения» задал во вступительном слове президент ПАНИ Леонид Майборода:
«— Россия живёт, но довольны ли мы тем, как она живёт? Что делает государство для развития страны, для повышения качества жизни народа? Это главные вопросы, которыми задаёмся мы, те, кто неравнодушен к судьбе Отечества».
В послании съезду лидера КПРФ Геннадия Зюганова сказано: «Петровская академия играет важную роль в продвижении России вперёд. Это самая мощная общественная организация России по защите русской культуры и русского языка. Академия успешно ведёт фундаментальные исследования в сфере гуманитарных проблем».
Президент академии космонавтики Игорь Семёнович Румянцев, вручая съезду приветственный адрес, сказал, обращаясь к академикам: «Вы так же высоко летаете, как космонавты».
Общий вопрос съезда был обсуждён членами академии на секционных и пленарных заседаниях.
Самая большая аудитория была предоставлена для секции «Образование и культура». В её работе приняла участие делегация Московского отделения ПАНИ в полном составе.
Председатель отделения вице-президент ПАНИ, заслуженный артист России, Секретарь Союза писателей России Валерий Иванов-Таганский предложил единственно верный путь борьбы с попранием основ отечественного театра некоторыми горе-режиссёрами — ставить хорошие спектакли, что и делает Иванов-Таганский. Вот уже больше трёхсот раз москвичи посмотрели его постановку «Исповедь хулигана» в Театре на Таганке, а поток желающих приобщиться к интересной содержательной
красивой стилистике режиссёра не прекращается.
Прошедшее двадцатилетие драматично сказалось на культуре в целом и на театральном, в частности, — сказал Валерий Александрович, — свобода привела к постановочной вседозволенности по отношению не только к классической драматургии, но и к законам русского психологического театра. И всё же примеры высоких достижений не погребены под руинами эксперимента современной режиссуры. И свидетельство того — Московский драмтеатр «Сопричастность», которым руководит
Игорь Сиренко. Здесь живёт подлинное искусство.
Москвич Владимир Кузнецову эмоционально рассказал коллегам о том, чем дышат столичное и подмосковное сообщества художников в условиях, когда у них отобрали мастерские, потому что здание Комбината художественных работ продали, и новые хозяева устроили в нём магазин.
— Как художникам противостоять хищническому оскалу капитализма? — задаётся вопросом докладчик, — да так же, как это делает настоящий театр, — делать своё дело так, чтобы тебе не было стыдно за содеянное. И подмосковные художники, значительная часть которых входит в состав Московского отделения ПАНИ, создают настоящее искусство. К примеру, они регулярно проводят выставки на тему «Россия православная». Руководитель Союза художников Подмосковья заслуженный
художник России Александр Беглов считает этот проект просветительским: он даёт возможность людям взглянуть на тот мир, который несёт Вселенной чистоту и свет.
Академик из Москвы, кандидат филологических наук, профессор Людмила Графова является послом нашего отделения в отделениях других городов, куда её приглашают как автора уникальной методики изучения мировой художественной культуры. На съезде она выступила, поделившись своими выводами о том, что дают эти встречи их участникам. Недавно она посетила Австрию и Германию и пообщалась с культурологами, которые сказали о том, что мадам Графова открыла им пути, по которым
нужно вести молодых людей к познанию прекрасного.
Обсуждение вопросов на съезде проходило остро. Какая задача у власти выходит сегодня на первый план? Поставить всю нашу жизнь на коммерческо-денежные рельсы, что идёт вразрез с Конституцией России, поскольку двери в образование, медицину и искусство наглухо закрыты для тех, у кого нет золотого ключика от этих дверей. «Заплати — мы тебя вылечим», «Заплати — дадим образование» — это путь для молодёжи в никуда. Почему мы уже давно не играем
в футбол так, как это делали Яшин и Черенков, в хоккей — как Третьяк и Рагулин? Может, потому что они бились за страну, а теперь играют за деньги. И это ещё не вечер. В медицине есть термин — отдалённый результат.
Ох, как аукнется нам слепое следование западной системе образования, контроля знаний в школе с помощью ЕГЭ! Натаскивание на умелое заполнение экзаменационной карты — вот к чему сводятся занятия на протяжении нескольких месяцев в школе. А как вам желание высоких властей заставить всё население России стать физкультурниками? В школьном расписании занятий — каждую неделю по три урока физкультуры и один час русского языка…
Времени на прогулку по Питеру не хватило, правда, часть делегации москвичей отпустили на три часа. Ну как не зайти в «Литературное кафе» на Невском проспекте! Здесь подают вкусный зелёный чай и штрудель. Посидели, поговорили, вспомнили Александра Сергеевича, который именно в этой кондитерской выпил бокал лимонада в ожидании своего секунданта и отправился на свою последнюю дуэль… Побродили по Питеру, полюбовались архитектурой второй столицы России,
но увидели и следы трудов горе-чиновников, которые решили, например, прикрыть некоторые места на фигурах коней и их укротителей на Аничковом мосту… П. К. Клодт, наверное, в гробу перевернулся от результатов варварского отношения к настоящему искусству. Противостояние продолжается…
|