Вл. Гусев __ О ЗНАЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВА
Московский литератор
 № 22, декабрь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Вл. Гусев
О ЗНАЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВА

    
     В связи с нахрапом (иначе не скажешь) Америки, в связи со всей ситуацией на Украине, падением рубля, безобразием на Ближнем Востоке и т. д. и т. д. в обществе порой распространяется или уныние, или, наоборот, залихватское «Хоть день, да мой», или просто тупое равнодушие…
     Где же спасение?
     Не будем затевать очередной спор между религией и художеством. Да и не о чем им спорить. Если то и другое соответствует своему высокому названию, их конечные цели — одни и те же. Мы это называем — светлая духовность.
     Однако, понятно, у нас речь о художестве.
     Как ни «странно», с ростом технической мощи человечества в целом люди как люди всё настойчивей тянутся к так называемым гуманитарным, то есть нравственным и художественным ценностям. Процесс этот внутренне уже всеми давно отмечен, но ещё слабо проявляется вовне, в организационных формах.
     Я, и не только я, считаю, что одним из важных прорывов в этом направлении была телевизионная «Большая опера». Многие грехи канала «Культура» спишутся за этот подвиг, который длился два месяца.
     Дело было рискованное. «Опера? Ха-ха… Что мы, неандертальцы, что ли…»
     Однако история с этой оперой показала, что неандертальцы как раз те, кто так говорил.
     Оперная классика, не только из «традиционных списков», но и более «неизвестная» ныне, но этого не менее классичная; великолепные молодые голоса, которые по части колоратуры и других подробностей могли соревноваться с легендарными Барсовой, Гмырей и другими; живые, остроумные и умные жюри во главе с неистощимой Еленой Образцовой; и, главное, восторженное внимание и овации зала и благодарные «эсэмэски» из многомиллионной аудиториии…
     Вот вам и опера.
     Не буду перечислять певцов; на мой взгляд, все они, независимо от формальных победителей того или иного этапа, были на высоте. Скажу только, что публика (последний этап!) главным победителем назвала Салтанат Ахметову — действительно задушевное и виртуозное колоратурное сопрано из Казахстана.
     Сопрано из Казахстана!
     Рифма.
     Это тем более надо сказать, что тут было уникальное владение русской, западной, казахской культурой и языками… О пении я уже сказал.
     Практически одновременно с окончанием этого конкурса начался второй — «Щелкунчик», конкурс молодых исполнителей.
     Для начала коротко демонстрируют этих исполнителей — в деле. Совсем юные пианисты, скрипачи, флейтисты и другие, не смущаясь и не позируя, не побоюсь слова, блестяще работают… в основном на материале всё той же классики, но и на современном материале. Отклик уже идёт.
     Да что там далеко ходить. Наш московский журнал «Московский Вестник», который доселе был лишь, как говорится, широко известен в узком кругу, я в последнее время ощущаю всё более востребованным. А мы ведь всегда старались держать журнал не на «массовом» в плохом смысле, а на серьёзном уровне.
     Высокое искусство даёт мужество, собранность душе.
     Коли вам уж совсем тяжко и некуда податься, обращайтесь к… гуманитарным ценностям.
     Дело надёжное.
      
     1 декабря 2014.