Юрий Богданов _ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЛОТНО
Московский литератор
 № 19, октябрь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЛОТНО
Ольга ШЕВЧУК. "Шальные кони". — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2014.

               
     Поэма "Шальные кони" велика как по замыслу, глубине исторического материала, так и по объёму. Такие произведения пишутся годами, а иногда целую жизнь.
     Для создания широкого исторического полотна о древней Руси поэту необходим не только талант, но и тот истинно русский патриотический дух, без которого невозможно приблизиться к исторической правде, раскрыть характеры героев, показать их силу и красоту.  
     Кроме этого, автору нужно хорошо знать историю своей страны от начала начал, любить её всем своим существом и мастерски владеть литературным материалом, впитавшим в себя детали быта, язык персонажей, картины древнего человеческого бытия.
     Основа поэмы — это трагическое столкновение русского народа с монголо-татарским игом, распри между князьями за великокняжеский титул, что оставило глубокий след в истории Руси. Поэтому фабула поэмы драматична. Но как могло быть иначе?!
     А то, что такие эпизоды были в нашей истории, повествуют сухие летописные материалы, по которым можно проследить только "историческую канву". Совсем другое дело — поэтический взгляд: не отвлечённый, не сторонний.
     Яркие образы, характеры героев живут, действуют в поэме вместе с автором, их видишь, как живых, участвуешь в их жизни: возмущаешься, сочувствуешь, переходишь вместе с ними на сторону справедливости. Русские воины, простой народ, монашество сражались без страха во славу Божью за свою землю:
      
     Не отдавали крепость даром —
     Рубились насмерть, до конца.
     И враг казнил Торжок пожаром
     От изб до княжьего дворца.
      
     Упругий, звенящий, как булат, стих Ольги Шевчук, кажется, сам участвует в битве против ворога.
     А вот как точно и кратко характеризует она одного из главных героев поэмы купца Василия:
      
     И для людей обычным стало:
     Что ни купец, то богатырь.
     Был среди них и разудалый —
     Купец Василий, славный малый,
     Крутой наездник и борец
     С монашьим прозвищем Чернец.
      
     Мастерски, в несколько строк, автор сжимает, как пружину, сюжетную линию поэмы, описывая трагическую разлуку брата по воле рока с сестрой Ксенией. И почти сразу автор переносит своих персонажей во взрослую жизнь, в трагический исторический "разлом",  в котором предстоит им жить, страдать и нести на своих судьбах печать времени.
     Частная жизнь персонажей тесно связана с народной жизнью. Будь то новгородский воевода по кличке Крепкая Скала, Великий князь Михаил, сын  Михаила — Дмитрий-князь, Чернец, Ксения, старик-отец.  Все они — со своими ошибками, слабостями, геройством — живут судьбой пленённой, но не убитой Руси.
     Эпизоды сражений в поэме яркие, физически ощутимые, насыщены поэтическими образами, которые можно цитировать многими строфами. В них слышны звоны мечей, палиц, топоров, свист стрел:
      
     Хрустят разрубленные кости…
     И к предводителю Чернец
     Путь пролагает.
     С гордой злостью
     Ему упорствует юнец.
     В кольчуге, в шлеме, тоже конный,
     Идёт на меч бесстрашно он.
     Сапог уж кровью обагрённый,
     И меч зазубрен с двух сторон.
     ………………………………….
     "Предать Москву?! Да лучше лягу
     Я здесь, но честными костьми!"
      
     Вставные эпизоды, стилизованные под народные песни, обогащают поэму, создают особую тональность, характерную тому времени, простым людям, их незатейливой земной жизни.
     Незамутнённый голос народа мы слышим в проникновенной "Песне возницы" и  в "Плаче матери".
     Заканчивается историческая часть поэмы обращением главного героя к Богу:
      
     Навстречу Божьему лучу
     Бьёт колокол Борисоглеба!
     И зов купца уходит к Богу:
     "Ты укажи мне Путь-дорогу!"
     Ждёт — но безмолвствовало небо.
      
     Видимо, поэма имела бы совсем иное звучание, если бы Ольга Шевчук этой строфой и закончила повествование.
     Но поэтесса сама, словно живой свидетель и участник тех событий,  приходит на то место, где, вроде бы вчера, а для читателя так оно и есть, всё и происходило.
     И случайно узрев живого инока, зовёт его, как своего героя: ""Постой!" — зову я инока, но тает тело призрака…"
     И далее:
      
     Где брат мой с тем же именем?
     Как никогда, бессильны мы.
     Я в городе купеческом,
     А он — в чужой стране.
     Лихой бедой разбросаны,
     Казним себя вопросами,
     И в муках человеческих
     Страдать ему и мне.
      
     История повторяется: может быть, не трагическая, но драма остаётся и в сегодняшнем дне.
     Поэма Ольги Шевчук "Шальные кони" — это ещё один шаг в освоении исторического пространства Руси возвышенным поэтическим слогом, достойным памяти славянских предков.