Алексей Данов _ СОЛДАТСКИЙ ПОДВИГ В ПОЭЗИИ ЮРИЯ РЫЧЕНКОВА
Московский литератор
 № 17, сентябрь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Алексей Данов
СОЛДАТСКИЙ ПОДВИГ В ПОЭЗИИ ЮРИЯ РЫЧЕНКОВА
Юрий РЫЧЕНКОВ. "Иду осенним полем". Избранное. — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2013.


     Несмотря на то, что в последнее время появляется чрезвычайно много "поэтической продукции", книг уровня "Иду осенним полем…"  Юрия Рыченкова совсем мало…Это воистину Большая Книга!  И дело не только в её солидном объёме. Перед нами сборник мудрых глубоких поэтических мыслей, оригинальных зарисовок, точнейших эмоциональных наблюдений  о самом сокровенном, что на протяжении многих лет творчества поэта было смыслом его существования, уникальным топливом ядерного котла его сердца. Автор поднимает множество проблем, актуальность которых в разные годы выходила на первый план общественной жизни страны.
     Но главная тема поэзии Рыченкова, проходящая через всё его творчество — тема неизбывной, пронзительной любви к Родине, любви к России. В могучем  этом поэтическом сборнике  множество первоклассных поэтических находок, творческих открытий, пронзительных по лиризму и утончённости строк.  Поэтому  для подробного  исследования вклада Юрия Рыченкова в отечественную поэтическую ризницу требуется большое, серьёзное литературоведческое исследование.  
     Я же хочу остановить ваше внимание лишь на одной  его теме… Зато какой!  Великая Отечественная война стала одним из мощнейших  полюсов творчества этого крупного поэта.  Недаром именно военным разделом "Солдатское  счастье" начинается его книга... И в этих замечательных по скупости и  правдивости литературных образах мы видим историческую перекличку  между защитниками земли русской  разных исторических эпох.  Чтение исторической поэзии автоматически предполагает глубокое знание "сопредельной" исторической канвы, владение читателем инструментарием выстраивания философского и смыслового контекста, который, по замыслу Творца, должен  быть выше и глубже самого текста… За плечами несгибаемых солдат первой половины сороковых XX-го века, выстоявших под Москвой, Сталинградом и Курском  стоят их великие предки, победившие в XIII веке на Неве и Чудском озере, в XIV —  на Непрядве, в XVI веке в Молодецкой битве, в XVIII  веке в Полтавском  сражении, под Очаковом и при Синопе, в XIX  веке при Бородине, Малоярославце и на Шипке,  в XX  веке в Буковине и Восточной Галиции, под Эрзерумом,  Трапезундом и при  Халхин-Голе…, выигравшие  множество других знаменитых  битв и сражений.
     Читателя пронзает искренняя, народная нота высокой эмоциональной сопричастности, ведь едва ли не у каждого из нас есть свой родственный счёт к той страшной войне, свои потери отцов, братьев, дедов… Написано так точно, что создается впечатление: поэт сам был там….  Он вместе с бойцами неведомого боевого подразделения  стоял в смертельном заслоне на  безымянной  высотке на подступах к Москве ("Баллада о солдатских душах")… И вместе с теми до сих пор неизвестными героями ценой собственной жизни на три дня задержал продвижение по нашей святой земле звероподобного фашистского монстра…  Среди образов, создаваемых поэтом, именно образ русского солдата стоит особняком. От стихотворения к стихотворению этот совокупный литературный персонаж пополняется новыми чертами, уточнениями, особенностями, постепенно вырастая до былинного народного героя — истинного защитника нашей священной Русской Земли...  И горько Юрию Рыченкову, что мы, недостойные потомки, в отличие от них, героически павших, но не склонивших голову перед врагом, не можем исполнить свой долг — найти и захоронить останки тех, кому мы обязаны жизнью, вернуть в народную память их величественные имена:
      
     "…И ждут, и до сих пор они мечтают
     Что завершится долгая война,
     Когда все до единого узнают
     Ненайденных героев имена".
      
     Работа над книгой шла у Рыченкова практически всю его творческую жизнь, много лет...  И поэт не мог знать, какую скорбную актуальность приобретут многие его строки в наши дни… Трагедия, разворачивающаяся сегодня на братской Украине,  не может не волновать всех честных людей, тем более российских литераторов… Буквально сейчас гибнут там смертью героев в неравной битве славянские, русские и украинские люди, представители разных национальностей, отдают свои жизни, защищая родную землю от  национал-фашиствующей мрази, снабжаемой и науськиваемой как предателями украинского народа (порошенками, тимошенками, ярошами), так и их заокеанскими хозяевами. Это внуки тех, кто семьдесят лет назад героически воевал в этих же местах против немецко-фашистской нечисти и победил!
     Как много, однако, скорбной схожести нынешних трагических событий  в Малороссии  с теми, 70-летней давности ("Город месили снаряды…."):
      
     "Упала на гладь гранита…
     ...Девчонка — семнадцать лет…"
      
     "…Упал боец без винтовки…"
     "…Поэт, инженер, рабочий…"   
      
     Как и тогда,  мирные  граждане, шахтёры, учителя, врачи, комбайнеры   вынуждены принять бой, защищая  свой язык, свою культуру, своих матерей, жён и дочерей... Помоги же, Господь, этим светлым воинам!
     Поражает простое по форме, но глубочайшее по мысли  стихотворение "Память"… Описав самыми скупым поэтическими средствами обобщённые драматичные вехи  виртуальной судьбы   собирательного образа русского воина,  поэт заканчивает  предельно — пронзительно  и  ясно:
      
      "…Меня миновал кровавый тот ад,
     И я живу, но раны болят".      
           
     Это ген исторической нравственной сопричастности, зарок социально-исторической порядочности  настоящего Поэта и гражданина.…  А если в тебе нет этого гена сопричастности, то  и  не поэт ты совсем, а так, литературная фитюлька!
     Но даже на фоне множества сильных стихотворений выделяется совершенно особо "Солдатское счастье". Частная драма доблестного защитника Родины,  ценой потери рук исполнившего свой воинский долг вырастает, волей  и талантом автора, до высот эпически обобщённой доли собирательного народного  воина-защитника. Это своеобычное концентрированное воплощение судеб миллионов и миллионов калек, заполнивших своими рваными телами эстетическое пространство городов и сёл. Ужас этой скорбной социальной диспозиции заключён ещё  и в том, что сквозь слёзы восприятия мы своим историческим знанием видим его дальнейшую трагическую судьбу...
      
     "…Перестал играть солдат бывалый.
     Всё вокруг опять обычным стало.
     "Что, солдат, некстати ты раскис?" —
     Говорит. А тот, скривившись кисло:
     "Ты, прости. И я играл на бис.
     Был я тоже классным баянистом,
      
     А теперь я только инвалид.
     Как услышу, так душа горит.
     Как же я без музыки, служивый?" —
     "Зря ты так. Ведь жить тебе и жить.
     И до той поры, пока мы живы,
     Грех, солдат, судьбу свою корить.
      
     У тебя же полная обойма,
     Ты же выжил в этой жуткой бойне.
     Повреждён маленько, но живой!
     Коли плачешь, значит не глухой.
      
     И, поверь, я дельное толкую, —
     Он полез в карман, — держи, солист,
     На, возьми, гармонику губную
     И, давай, солдат, живи на бис".
      
     Предполагаю, что это произведение достойно войти в золотой фонд нашей бессмертной великой военной поэтической классики!..
     Любой поэт хотел бы оставить совой след в русской литературе… Дай бог, хотя бы одним стихом, одним четверостишием…   И я абсолютно уверен, что в этой книге Юрия Рыченкова таких строк и стихотворений  немало!