Ирина Иванова _ ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ ЖАНРА
Московский литератор
 № 17, сентябрь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Ирина Иванова
ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ ЖАНРА
Юрий БОГДАНОВ. "Джульетта". Трагедия в одном действии. — Рязань: "Литера М", 2012.

     
     Современная поэтическая пьеса "Джульетта" поэта и драматурга Юрия Богданова — это возрождение классического жанра трагедии в современном мире. Сюжет её отличен от фабулы. Если выстроить жизненные события в хронологической последовательности, то получится следующая канва.
     В  зажиточной семье Элеоноры и Даниила погиб ребёнок, и муж уговорил среднего достатка женщину Варвару согласиться на суррогатное материнство, соблазнив её большими деньгами. Суррогатная мать родила двойню: девочку и мальчика. Даниил оставил мальчика матери, а девочку забрал в свою семью. Варвара дала мальчику имя Роман. Девочку Даниил назвал Джульеттой. Не только Церковь, но и основная часть нашего современного общества осуждают суррогатное материнство. И ход развития событий в трагедии Юрия Богданова  говорит о том, что  не одобренное Богом не принесёт радости тем, кто против Его воли  пытается изменить свою судьбу.
     Дети вырастают, и, не зная о том, что они единокровные брат и сестра, влюбляются друг в друга так же сильно, как шекспировские Ромео и Джульетта, а родители, как семьи Монтекки и Капулетти, начинают препятствовать их браку, но не из-за кровной вражды родов, а из-за того, что  может привести к кровосмешению и рождению физически или психически больного потомства.
     У Романа появляется соперник наркоман Ник, который тоже влюблён в Джульетту. На этой почве у них возникает дуэль. Ник подло стреляет из боевого пистолета, а Роман — из травматического. Но Ник фактически погибает случайно, так как перед дуэлью он по ошибке вколол себе смертельную дозу наркотика. И хотя врач скорой помощи установил, что смерть Ника наступила от передозировки наркотика, вполне вероятно, что Романа  могут обвинить в убийстве.  Он вынужден скрываться. Роман бежит далеко от столицы, где в  маленьком городе, недалеко от монастыря живёт его мать.
     Варвара поселилась здесь в надежде, что её грех о суррогатном материнстве будет по молитвам прощён и она сможет принять монашество.
     О том, что случилось, Роман рассказывает матери. Но когда в их  дом врывается полиция и объявляет Варваре, что её сын убийца, у Варвары начинается сердечный приступ. Умирая от второго инфаркта, Варвара открывает сыну тайну, говоря о Джульетте: "Тебе сестра не может женою". После этих слов она умирает на руках сына. Роман потрясён и стреляет себе в висок из травматического пистолета.
     В семье Даниэла и Элеоноры тоже горе. Элеонора, всю жизнь тосковавшая о погибшем сыне, отравила Витька, друга её мужа старого богатого жениха Джульетты, так считала его виновным в смерти сына. Эта несчастная женщина, не выдержав напряжения и вспомнив все горести, в том числе и обиду за связь мужа с Варварой и нежелание его взять ребёнка из детдома,  выходит на балкон и "улетает"…. Но перед уходом из жизни раскрывает Джульетте тайну её рождения и то, что Роман её брат. Джульетта также заканчивает жизнь самоубийством в надежде, что её душа соединится с душой возлюбленного за гробом.
     Как и у Шекспира, после смерти Ромео и Джульетты встаёт вопрос о том, не пора ли отменить закон кровной мести?  А читатель начинает задумываться о том всегда ли актуально табу на кровно-родственные браки. Когда-то, в первобытные времена, этические нормы не запрещали кровосмешение. Чтобы эффективнее выживать на земле, человечество пошло путём табу на браки с родственниками. Но любовь не посылается для выживания в земном мире, у неё свои законы. Брак по любви — эта высшая форма осуществления божественного на земле и на небесах. Это редкость, исключение из правил, которое должно стать правилом. Об этом говорит Варвара:
      
     "Безнравственно жениться без любви:
     Влезать в ярмо, пусть даже золотое".
      
     Но её Роману и Джульетте, если бы они не погибли, предстояло либо это, либо одинокая жизнь, ведь истинная любовь бывает лишь однажды. Умирая, они восстали против догматических земных норм  семейной этики и сохранили идею любви, как первой в мире ценности…
     Юрий Богданов как поэт, конечно же, в первую очередь сочувствует любящим. Сам сюжет поэмы отличен от фабулы тем, что он изображает развитие любви, как бы движение "Титаника" навстречу айсбергу.
     Образы любящих на "Титанике" современной жизни трогательны. Роман пишет стихи, живёт возвышенными чувствами, хотя  бездуховная "золотая" молодёжь типа наркомана Ника уже  начала затягивать его в своё болото. Роман не испорчен богатством, хотя отец, представляясь богачом с Канар, хорошо обеспечивает сына. Роман готов к самостоятельной жизни. Он говорит: "Добуду сам и славу и почёт". Это внешне красивый молодой человек. Автор подчёркивает глубину чувств к нему Джульетты, подчёркивая, что это любовь по Фрейду: "Напоминает папу молодого".
     В философском словаре любовь определяется как стремление близости с любимым. Джульетта верит, что Роман не виновен в смерти Ника. В тяжёлой ситуации она старается помочь ему морально. По телефону она говорит: "Тебя во всём, любимый, оправдают, / а если нет — пойду я за тобой / и в небеса, и в смрадную геенну, / чтоб никогда нигде не разлучаться". Джульетта не смиряется с волей отца, который хочет выдать дочь замуж за богатого, но старого, а главное, нелюбимого ею своего дружка Витька и говорит Роману: "С тобою убегу или уйду / по зимнему этапу". Девушка убеждает Романа, что вся жизнь его без неё "будет только тленье от бушевавшего огня". Она предлагает Роману пожениться без воли родителей, рассказывает наизусть его стихи, посвящённые их любви. Роман уже соглашается, но  смерть матери, а также роковое известие, что Джульетта — его кровная сестра, трагически меняют ход событий.
     Трагедия не лишена и мистических ноток. Элеонора предчувствует, что выбранное отцом для приёмной дочери имя Джульетта испортит ей судьбу. Обыгрывание имени как чёрного знака трагедии в судьбе героини выполняет прогностическую функцию в произведении, подготовляя читателя к трагическому финалу. Сам сюжет построен на постепенном  узнавании правды, лежащей в основе мотивов поступков героев, на первом плане -любовные чувства. Кульминация приходится на смерть Джульетты, которая, как и в книге И. Бунина "Лёгкое дыханье", представлена как победа духа над материей:
      
     Ромео, нет мне счастья без тебя:
     Пусть наши души там соединятся.
     Зовёшь меня… К себе, мой друг, зовёшь?
     Лечу, лечу к тебе земною птицей.
      
     (так же, как и Элеонора, поднимает руки и исчезает на фоне звёздного неба). Здесь хочется обратить внимание на стиль поэта. Если бы Юрий Богданов написал "бросается с балкона", это было бы для кого-то грубо, для кого-то смешно, для кого-то вульгарно. Джульетта именно исчезает в ночном звездном небе как птица, превращается в душу, летящую к любимому и Богу.
     Возвышенная форма уничтожает содержание ужасного поступка — самоубийства, падения тела на асфальт, превращения его в окровавленный кусок мяса и костей. Автор прекрасно владеет языком; там, где по его замыслу, следует испытать чувства возвышенные, пишет, как поэт, там, где надо показать грубую современность использует в речи героев сленг, просторечия, употребляя слова "чмо", "шестёрки", "бобло", "бандит", "жулик", "барыги", "рыльце", "сварганим свадьбу", "пацан сопливый",  а там, где надо придать этой современности лоску слова: "компаньон", "приличный бизнесмен". Речь героев, живущих низменными земными интересами, на фоне любви Романа и Джульетты режет слух, как ножом, подчёркивая, что такая низменная жизнь — это жизнь неправильная, не должная быть. В этом плане произведение Юрия Богданова не только художественное, но и философское, так как по мысли Н. Бердяева "вся философия изучает противоречие между сущим и должным".