Вл. Гусев __ МЫ И «ЛАТИНЫ»
Московский литератор
 № 15, август, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Вл. Гусев
МЫ И «ЛАТИНЫ»

    
     В связи с поездкой В.В.Путина в Латинскую Америку тот момент безысходности, который минутами вставал в душе по поводу Украины, теряет свою остроту.
     В самом деле, можно ли было забывать, что под боком у "Соединённых Штатов" лежит огромный Континент со всеми его островами — Континент, который проснулся от своих "ста лет одиночества" и всё уверенней заявляет о себе всему миру как фактор Природы, политики, этноса, культуры, духовной силы.
     Слегка повторю то, что уже писал в нашей газете.
     Когда-то, в семидесятые, когда я выпустил роман о Симоне Боливаре, а потом роман о Сан-Мартине, — вокруг немедленно раздался шёпот:
     — Гусев сошёл с ума, куда это он полез. Занимался бы своей советской лирикой 50-х.
     Правда, я был не один. Примерно в ту же эпоху Игорь Николенко напечатал солидный и убедительный роман об инках, тоже вызвавший удивление. Сам Николенко к инкам, разумеется, биографически не имеет никакого отношения…
     Речь идёт не о похвальбе и не о качестве этих моих романов, о чём не мне судить, а о том, что и я, и Николенко, и некоторые другие люди каким-то нюхом, "чутьём" уловили то, что уже тогда носилось в воздухе. Героическая история Кубы XX века подхлестнула эти настроения.
     Вставал могучий "третий мир", который мы, русские, надо сказать, сразу встретили приветственно.
     Это, конечно, не только "латины".
     Это Китай, Индия, Индонезия, Африка.
     Какие имена, какие названия!..
     Но Латинская Америка, как в 30-е годы сама Испания, чем-то была по-особенному близка нам.
     Есть странные вещи: земли, лежащие столь далеко, а в общем порой просто на другой стороне Земли, неизменно показывали сходство с нами в проблемах, характерах, темпераментах, в атмосфере, при всём вопиющем несходстве разных внешних факторов, включая несходство в самой внешности.
     Кто теперь станет спорить, что слова "Испания", "Куба", "Венесуэла", "Аргентина", "Бразилия", "Никарагуа" и другие всегда вызывают в наших умах и душах какой-то, я бы сказал, немедленно тёплый, родственный отклик?
     В то время как мощный сосед "латинов", "Соединённые Штаты Америки", всегда интересовался соседями лишь с точки зрения смены диктаторов, вывоза полезных ископаемых и качества курортов, — наши чувства в адрес этих стран всегда были романтическими в самом высоком смысле этого слова.
     А деятельность героя Венесуэлы и всей "Великой Колумбии" Боливара и героя Аргентины Сан-Мартина всегда вызывала и вызывает у нас глубокие и горячие ассоциации…
     Сами "латины" относятся к нам столь же дружественно, — что немедленно подтвердилось в процессе поездки Путина по этим странам…
     Всегда радостно, что "одиночество" тебя самого и твоей страны в этом мире вовсе не является одиночеством.
     Одиноки скорее самомнение и нарциссизм…
     Привет, великая Латинская Америка!
     Привет, товарищи!
     Venceremos!