В Воронежском районном городке Россошь существует, не побоимся слова, мощное литературное объединение. Главная фигура там — Виктор Беликов, поэт, литературовед, общественный деятель. Я познакомился с ним очень давно, когда работал в воронежской газете "Молодой коммунар" и печатал стихи юного Беликова. Теперь это, конечно, человек на возрасте. И вот он собрал вокруг себя группу молодых и не очень молодых писателей, журналистов, учителей и т.п., которые занимаются не только
текстами друг друга, но интересуются судьбами страны, духовной культуры, общероссийским литературным процессом.
Большой энтузиаст Воронежа и литературы Галина Иосифовна Петриева инициировала, а Беликов поддержал обсуждение московских писателей в россошанском литобъединении.
Обсуждения состоялись; "героями" были поэты В.А.Силкин, В.Г.Бояринов и я, грешный.
Когда были присланы материалы (диски с записями), мы тут были поражены высоким уровнем обсуждения. Ей-Богу, россошанские члены литобъединения могут дать сто очков вперёд многим московским литературоведам.
Да здравствует русская провинция! она, как всегда, держит знамя.
Не имея возможности печатать в газете обширные материалы обсуждений, позволю себе, ради знакомства наших читателей с этим именем, дать в печать рецензию В.И.Беликова на меня, присланную недавно.
Вл. Гусев
Небольшая (всего в 50 страниц) книга Владимира Гусева "Весенний снег" — явное детище автора "Дневника метрического", произведения, единственного в своём роде. Может, не прямое продолжение "Дневника", но существенное поэтическое дополнение к нему.
Роднит их не только афористическая форма. "Наше время — не время длиннот, — утверждает автор в предисловии к "Дневнику". — Искусство Слова должно работать на уровне плазмы, а не электрона... Суть одна: обратиться именно к СУТИ, отмести лишнее... Форма именно плотна и густа, КОМПАКТНА".
Разумное в народе выкристаллизовывается в афоризмы, в пословицы, поговорки, крылатые выражения. Затёртое утверждение А.П.Чехова "Краткость — сестра таланта" постоянно подтверждается в нашей литературе от миниатюр Пришвина и Солоухина до хлёстких эпиграмм М.Дудина, Н.Глазкова и других. Я уж не говорю о народных частушках и анекдотах.
Поздний В.Гусев всё чаще склоняется к афористичности, компактности. Таковы его стихи и в книге "Весенний снег".
Всё кратко и ёмко. И всё главное — в контексте. А потому требует особого чтения, умения или способности за коротеньким текстом прочесть глубокий контекст. И если читателю контекст понятен, текст бьёт снайперски точно.
Истолковывать, "разжёвывать" такие тексты — дело бесперспективное, ненужное. Они не для простаков. Умный и сведущий человек узрит всё сам.
А потому хочется просто процитировать некоторые "кристаллики" умудрённого жизнью человека, патриота, гражданина нашей несчастной (и счастливой!) родины и кое в чём провидца. Процитировать, чтобы привлечь внимание будущего читателя к книге "Весенний снег" В.Гусева и к другим книгам этого автора.
*
Светила нет,
Но есть, есть Свет.
— Совет обычный:
Свети безлично.
*
Между Библией и Кораном,
Меж "геномом" и чистыми верами
Человек ни поздно, ни рано
Затерялся, гонимый химерами.
Сунься так или эдак — что ж:
Возраженья тут же найдёшь.
Возрожденья внутри себя:
Истин Свет на корню губя.
*
Всё нормальное ритмично,
Неритмичность неприлична.
*
Не знаю, как уж там этруски,
И прочьи чехи и т.д.,
Но я привык, что слово "русский" —
Само в себе, а не тандем.
Конечно, мощное славянство
Имеет корни там и сям,
И есть арийство, есть иранство,
И утки родственны гусям.
Но слово "русский" в мире явно
И благородно искони.
Тут не представишь нимф иль фавна,
Гудрун, валькирий; мы одни.
*
Японца спросили:
Ну как там в России?
Японец ответил,
Что русских не встретил.
*
… Прорвался с лопатой
Сквозь эти снега,
И, верьте, ребята,
Шёл, как на врага…
А враг, коль прямой,
Он мой… это мой…
Такого люблю,
Такого терплю;
Такого — гроблю…
*
Пустяки взведены в абсолют.
Всяк комар против сокола лют.
*
"Борьба" с коррупцией в разгаре.
Сам Мефистофель тут в ударе.
*
Молчание и умолчание —
То вовсе не одно и то ж.
Молчанье — это гордость знания,
А умолчанье — это ложь.
Молчи, презри, храни достоинство
"И не оспоривай глупца";
Молчанье — принадлежность воинства;
А умолчанье… подлеца?..
Иль — что ж — трусливого глупца…
*
Впустил другого, так не вой.
Где двое, там ни одного.
*
Ум выставляю всё реже и реже.
Ум ограничен, а глупость безбрежна.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Великие люди устами посредственных!
Заведомо цели испорчены средствами.
С-у
Военный ты, я вроде нет,
Но мы военные, покуда
В России честь имеет след
И офицерство — не причуда.
*
Что мир у пропасти стоит,
Про это все, конечно, знают,
Но так живут, как бы гранит,
Базальт и сталь их охраняют…
… Коль Солнце светит, есть еда,
Жена под боком, дом в порядке,
Ты любишь слово "как всегда",
ТВ глядишь и пашешь грядки.
Но коли просто гром гремит,
Привычно молния сверкает,
Тебя слегка знобит-томит:
Как что-то нечто предрекает…
Меня, как читателя, поражает в поэзии В.Гусева вот эта кристальная сжатость, прочность стиха, умение его в этом кристалле отразить, сфокусировать главное в нашей жизни, современное видение нашего непростого бытия.
Стихи у него непростые, и внутренний мир его особый, и отношения с любимым человеком особые, больше похожие на "единство и борьбу противоположностей" в диалектике, главный двигатель чувств и мыслей. Книга оригинальная, стихи глубокие, искренние, очень современные, созвучные этому жестокому веку. Раздумья интеллигентного, совестливого и честного человека о времени и о себе. Вехи жизни и вехи времени с грустными или оптимистичными выводами,
с нелицеприятными оценками. Литературные и гражданские оценки он даёт в "Атмосфере", а в стихах — даёт волю движениям души, прислушиваясь к голосам совести и чести, любви и боли внутри самого себя, не напоказ. Хотя такая лирика — это тоже голос не только человека, но и века. Сурового и уязвимого, беспощадного и временами беспомощного.
Автор, несмотря на немалые свои годы, молод душой и делает нас, читателей, такими же.
|