Тут, как вы понимаете, не зря стоит слово "Атмосфера" со знаком вопроса. Не моя цель — раздавать конкретные оценки конкретным современным писателям. Меня интересует именно атмосфера.
Когда-то Белинский жаловался, что у нас есть писатели, но нет литературы. Сейчас ситуация прямо обратная. "Средний уровень" литературы (конечно, прошу прощения за такие формулы) сейчас высокий или довольно высокий. Писатель в курсе литературных дел заграницы, отчасти и наших (именно так, наших — отчасти), писать, что называется, умеет, знает и то, что надо закручивать сюжеты, не забывать о сексе, а если поэт, то быть не только талантливым, но и умным.
(Вопреки "совету" Пушкина, который чаще всего используется недобросовестно). Абсолютно графоманские тексты в печати стали не так уж часты… Вся эта продукция навалом идёт на прилавки, разобраться что к чему трудно, а иногда и невозможно.
Тем более что нынешние литературные нравы не очень выдержны. У нас в 55-й или в 56-й раз открывают Валентина Распутина или Александра Проханова, или ещё двух-трёх, против которых как таковых я ничего не имею. На остальных смотрят чисто коммерчески. А что это значит?
Это значит, попросту говоря, что кто посюжетистей и посексуальнее, тот и прав. Ибо "средний читатель", который сейчас диктует на рынке, разбирает именно такую литературу, то есть даёт прибыль.
Под это дело, как известно, пробрасываются или промаргиваются порою даже большие таланты: они не кассовы. Прозёвываются и некоторые совершенно новые явления, которые возникают в сфере искусства. Примеры? Мы уже писали о "маргинальных жанрах". Они так и существуют — маргинально. Порою термины, и то не придуманы. Ну, например, что такое на телевидении всё вот это — "Одна за всех", "Шесть кадров", "Анекдоты" и подобное? Скетчи?
Сценки? Сатира? Эстрада? Притом примешиваются и другие трудные факторы: кроме жанровых. Кроме текстов, тут важны умные и талантливые актёры, и это — есть. Иногда и сами тексты не Бог весть что, но их так преподносят… Не побоюсь слова, целая энциклопедия современной нашей жизни в предельно кратких формах. В основном это как бы сатира, но именно как бы. В лёгкой и шутливой форме преподносятся порой серьёзнейшие проблемы нашей жизни, не названные ни в каких "белых воротничках" литературы — романах и т.д.
Порой даже за шутками, идущими на грани нравственного фола, стоит скорее печальное, чем хулиганское. Лихо одетая женщина подсаживается на скамейку к интеллигенту, тот сначала ничего не понимает, потом она всё же увлекает его в кусты. Они возвращаются, по одежде и виду интеллигента всё ясно. Он говорит:
— После того, что произошло, я обязан жениться на вас.
А она спрашивает:
— А что произошло?
Глядя на такой "феминизм", сначала засмеёшься, а потом — в который уже раз — задумаешься… О Женщина, хранительница устоев…
Но это особое — а про взятки, пьянство, безделье, халтуру и т.д. говорится не менее “легко”… но и внушительно.
Кроме того, есть просто смешное, а не проблемное — но оно смешно не пусто, а жизненно.
А?
Коли уж всё это говорит такой "поклонник" (да, кавычки!) телевидения, как я…
И это проходит просто мимо критики и т.п.
Критика, в поисках нового гения, а его всё нет (а может, вы и его прозевали?), пропускает мимо себя и целые общие явления литературного процесса, а не только отдельных людей.
Например, совершенно очевидно, что сейчас, после долгого застоя (или как бы застоя?), начинается подспудное, некое новое и небывалое, "нетипичное" движение — в поэзии. Трудно сказать определённее. Вот критика-то и должна бы это сделать. Должна бы…
Сама организация литературной жизни по-прежнему удручающа. Гонораров по сути так и нет. Всё держится на премиях. За премии дерутся — а в литдраках, как водится, побеждают не самые умные, а самые ловкие…
Так Атмосфера ли?
Скорее, просто… атмосфера.
А хотелось бы…
Да все знают, чего хотелось бы.
Хорошие писатели были и есть, но хотелось бы — Атмосферы.
Да, с большой буквы.
31 марта 2014.
|