Вл. Гусев __ О ЧУВСТВЕ ЛОКТЯ
Московский литератор
 № 2, январь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Вл. Гусев
О ЧУВСТВЕ ЛОКТЯ


     Мало говорят на тему, которую можно обозначить "Писатели и коллектив". Само слово "коллектив", как известно, давно уже на подозрении, а тут ещё — писатель.
     Многие помнят, как на симпозиуме в Страсбурге, собранном под девизом "Смерть романа" ("Роман умер!") все перессорились, ибо французы, хоть и решительный народ, но всё же не все были согласны, что "он" умер; другие говорили, что "новый роман", "антироман", которым козыряли сторонники смерти, есть всё-таки тоже роман; третьи "вспоминали", что и поэзия умерла (мнение Энценсбергера, талантливого поэта!)… А Натали Саррот, выйдя на трибуну, высказалась в том смысле, что когда я сижу за столом, и передо мной чистый лист бумаги, мне никто не поможет.
     И тут все не согласились.
     Все почувствовали, что именно Натали в чём-то хватила через край.
     Да, за столом писатель один.
     Но атмосфера?
     Но традиция?
     Но литературный процесс (термин, сам по себе, конечно, скучный)?..
     Словом, один ли писатель за своим столом?..
     Да и примеры: Гёте и Шиллер… Пушкин, Жуковский, Батюшков, Вяземский… Лермонтов и Пушкин, хотя и не были знакомы житейски… Толстой и младшие товарищи, прежде всего Чехов… Бунин, Толстой и Чехов…
     Примеры, конечно, можно множить до бесконечности…
     Я уж не говорю о, так сказать, официальных объединениях писателей: символисты, акмеисты, футуристы… "Парнасцы"… Круг "Современника", круг Воронского ("Красная новь"), круг "Нового мира", круг "Нашего современника"…
     А что до романа, то под споры о его смерти пришли целым коллективом(!) "латины" и положили на стол — романы (Кортасар, Маркес, Льоса, Лима, Карпентьер (опускаю вторые фамилии)…
     Писатель не жив без чувства локтя справа и слева, без атмосферы позади него, вокруг него, над ним…
     Без духовной атмосферы.
     Да и без многого прочего. Державин, может, родился Шекспиром, да нужный язык был не готов…
     Всё это к тому, что как несомненно положительный фактор в писательской жизни можно отметить целую серию собраний, прошедших в последнее время. То есть "мероприятий", где писатель выступает как член коллектива, где он чувствует этот самый локоть.
     Собрания были творческие, никто не перешёл на выяснение бытовых отношений, хотя элементы этого иногда возникали. Возникали и тут же уходили в песок. Радостно было снова видеть, что писатели — это писатели, споры их именно творческие, согласия и несогласия — художественные, духовные. Вспомнили и современный литературный процесс (а не только "отдельных" любезных его представителей), и великую классику (Лермонтов!), и проблемы войны и мира, социальности и морали, стиля и жанра.
     Это были собрание Московской городской организации Союза писателей, несколько собраний, посвящённых юбилею нашего дорогого Литературного института, презентация альманаха "Москва поэтическая" (литературный процесс в лирике!), несколько других презентаций…
     Отрадно видеть, что Новый год начинается, я бы сказал, с осознания многими своей творческой сущности…
     А там поживём — увидим.
      
     20 января 2014 г.