Юрий Богданов __ ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС
Московский литератор
 № 24, декабрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Юрий Богданов
ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС
Лариса НАЗАРЕНКО. "Приемлю бурю и покой": Стихи. — М.: "Московский Парнас", 2013.


     От книги к книге поэтесса Лариса Назаренко доказывает читателю, но в первую очередь себе, что присутствие в "поэтическом цехе" русской литературы для неё не забава, не порханье над любовным цветком, а серьёзная работа над словом.
     В авторском предисловии поэтесса пишет: "Сборник стихов охватывает события моей жизни последних четырех лет. Но это чисто условное разделение, подобное временам года — весна, лето, зима, осень". Так оно и есть, так как новая книга Ларисы Назаренко создаёт впечатление единого целого: исповеди автора перед Богом, перед самой собой и, естественно, перед читателем. Она не боится открыть душу человеку, который может найти созвучные мысли для себя в поэтическом сборнике, откровенно говорит о том, что наболело. Вот её разговор с любимым:
      
     …Знай, единенье только впереди,
     На небесах. Но лучше подожди —
     Недоласкала здесь, недолюбила.
     Пускай пройдут осенние дожди —
     Я по весне бы клетку отворила.
                              (Сретение)
      
     Поэтесса верит в промысел Божий, поэтому в её стихах нет ни тени  растерянности перед судьбой, ни нытья, которое часто присуще женской  лирике. Она в жизни — боец. И какие-то "проходящие" неудачи будь то на любовном "поприще"   или связанные с "повседневным бытием", не вызывают у неё трагического ощущения действительности. А, наоборот, переходят в разряд юмора, а порой и ёрничества:
      
     А я во все глаза смотрела
     В пути, чтоб счастье не проспать,
     Да, видно, мимо пролетела,
     Раз к Богу вздумала взывать.
      
     Быть может, счастья полустанок
     В одну минуту проспала.
     Его соседка спозаранок,
     Глаза продравши, урвала!  
                                 (Проглядела)
      
     Лариса Назаренко не замыкается на любовной лирике, а пытается осмыслить, кто мы есть не земле, к какому роду-племени принадлежим. В таких стихах проявляется не поверхностный,  а глубинный патриотизм, который  "пронесён" нашим народом в генной памяти поколений через столетия:
      
     …И весь круговорот в природе
     До мелочей, из года в год,
     Живёт традицией в народе.
     Мир русских сразу узнаёт
     По грусти, щедрости, свободе,
     По песням, пляскам, по стихам…
     Пусть говорят — в огне нет брода,
     А мы его находим там!
                                (Русская  душа)
      
     В стихотворении "Русские жёны" с юмором, но, по сути,  серьёзно, Лариса Назаренко говорит о красоте русской женщины, её достоинствах, которые "схвачены" на бытовом уровне, но не менее привлекательны:
      
     …Пышногрудой плывёт лебёдушкой,
     Косы русые по плечам,
     В доме мужевом станет ладушкой
     И блудницею по ночам.
      
     Ловко стряпает в доме прибранном,
     Детки ангелами растут…
     По Ивановым, жёнкам избранным,
     Падишахи с ума сойдут.
      
     Истинно русская женщина — Лариса Назаренко — даже в повседневных поэтических деталях свои ощущения мира, любви в стихах не сужает, а расширяет не навязчиво, просто до божественного понимания, как в стихотворении "Слова останутся словами":
      
     Слова останутся словами,
     За ними — выдумка и ложь.
     Но то, что было между нами,
     Притворством вряд ли назовёшь.
      
     Ты аналитик, не кудесник,
     А главное в расчёт не взял:
     Зачем-то твой нательный крестик
     С моим нечаянно совпал!    
      
     Поэтесса чувствует, что не просто всё на земле, не случайно и в стихотворении "Моё оружие" говорит: "…Во мне соединились И небо, и земля, И главное случилось — В Отце бессмертна я!"
     Вот как интересно размышляет поэтесса в стихотворении "Тоска по горнему":
      
     Среди мятущейся толпы
     Мы все, похоже, одиноки.
     Не только мудрые волхвы
     Идут на свет звезды далёкой.
     Я тоже ощущаю связь,
     Тоску по горнему причалу…
     И смерти вовсе не страшась,
     Боюсь своей земной печали.
        
     На фоне любовной лирики у Ларисы Назаренко появляются  всё больше стихотворений с философским осмыслением жизни. Это не потому, что  "любовные моменты"  у творческого человека с возрастом как бы "притухают", просто поэтесса пытается   "объять необъятное", соединив мечты юности с непосредственной "рекой жизни". Это ярко проявляется в стихотворении "Пока сама…":
      
     Безбрежен путь —
     Я есть, была и буду.
     И труден путь —
     Я в ранах до крови.
     Так сколько же по замкнутому кругу
     Кружиться от восхода до зари,
     И снова от зари и до заката? —
     Никто о том не скажет никогда,
     Пока сама не разорву когда-то
     Причину следствий раз и навсегда!
      
     Это подтверждает и ещё одно стихотворение поэтессы "Забуду"": "…Всё встанет на свои места… И хлама памяти запруду Прорву, и с чистого листа Писать стихи от сердца буду!".
     Возвращаясь к любовной тематике надо сказать, что Лариса Назаренко "поворачивает" её опять же по-своему: с обыденными "деталями жизни", с неглубоким сожалением и опять-таки с юмором, понимая всю естественность бытия, которую не вернуть назад, поэтому жалеть о ней нет никакого смысла:
      
     Как страшно на закате жизни
     Любовь случайно повстречать.
     Пора бы ставить зубы, клизмы.
     А тут приходится мечтать,
     И думой грешною томиться,
     И встречи с нетерпеньем ждать…
     Чёрт дёрнул к старости влюбиться,
     Когда пора уж помирать!   
                                    ("Чёрт дёрнул…")
      
     Заканчивая разговор о новой книге поэтессы Назаренко, надо сказать, что какие бы темы она ни поднимала,  виден несомненный её творческий рост. который позволит благодаря постоянной работе над словом, в будущем взойти на "высоты" русской поэзии. Хочется пожелать Ларисе Назаренко творческого здоровья на пути этого бесконечного восхождения.