Лев Нижегородский __ ЗАЩИТНИК РОДНОЙ ЗЕМЛИ
Московский литератор
 № 24, декабрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Лев Нижегородский
ЗАЩИТНИК РОДНОЙ ЗЕМЛИ
Таисия МУШКЕТОВА. "Лётчик Николай Зуев". — М.: "Авиамир", 2013.

     В огромном потоке современной литературы, будь то поэзия или проза, думающему, талантливому читателю не всегда легко найти ту единственную книгу, которая соответствовала бы его интеллекту, истинному интересу к судьбе человека героической профессии.
     Но такая книга появилась! Выпущена она в 2013 году издательством "Авиамир". Тираж книги тысяча экземпляров, что по нынешним временам является довольно большим. Ведь массовый читатель увлечён детективами в их худшем исполнении и, как правило, его не интересует добротная, написанная чувством и сердцем литература.
     Таисии Мушкетовой удалось поэтически, с большой любовью рассказать о судьбе человека необычной, героической профессии, воспитанного социалистическим обществом, молодость и духовое становление которого пришлось на середину ХХ века.
     Автор прослеживает судьбы предков Николая Сергеевича Зуева, рисуя историческую картину России задолго до рождения главного героя книги. Подробный рассказ о доме, где жил будущий лётчик, впечатляет: мы почти физически ощущаем ауру той эпохи, видим не придуманные персонажи, а реальных людей, населяющих этот дом. Подробно рассказана вся его история на протяжении второй половины ХIХ века.
     Хорошее знание исторических деталей говорит об огромной работе автора в архивах, поэтому не возникает сомнения в подлинности описываемого, что тоже, в свою очередь, подкупает читателя. Речь идёт о любимом городе Николая Зуева — Москве. К примеру, вот цитата из книги: "На Зубовском бульваре вместо изживших себя одноэтажных, патриархального вида деревянных особняков появляются двух и трёхэтажные каменные здания. Представители среднего купечества и состоятельные чиновники строят здесь свои добротные жилища". Кроме этого, в книге досконально изучена вся родословная Николая Сергеевича в исторической ретроспекции. Хорошо описан быт семьи, родственные связи и та местность, где жили предки главного героя книги до переезда в Москву.
     Автор не даёт "жёсткого", последовательного повествования о судьбе Николая Сергеевича, а ведёт доверительный разговор с читателем посредством поэтических отступлений, необычных случаев из жизни мальчика. Вот, например: "На Кропоткинской площади есть небольшая горка, вот здесь он и сорвался однажды, и трамвай тащил его до следующей остановки по мощёному камнем пути… Под руки привели его домой верные друзья…".
     Здесь же и разговор об отце — рядовом Зуеве Сергее Георгиевиче, 34-х лет, геройски погибшем 22 февраля 1944 года в боях за Белоруссию — и о любви его к сыну, которую он "…запомнил на каком-то глубинном уровне, иначе не сохранил бы в душе то, что я называла живым чувством к отцу…".
     Видимо, такая любовь, переходившая из поколения в поколение в семьях Зуевых, воспитала в жизнерадостном, здоровом юноше неизменную любовь к своему Отечеству, которая и привела его, любившего "полёт и скорость", в аэроклуб. Николай везде и всегда старался быть первым, и давалось ему это без особого труда, так как всегда мечтал летать над землёй, словно птица.
     Ещё один эпизод в детстве не давал покоя будущему военному лётчику. В далёком 1942 году, когда мирный состав начали бомбить немецкие самолёты и "Юнкерс", "как хищная птица", спикировал очень низко, Николаю "показалось, что он встретился с пилотом глазами". Но будущее было не за фашистом, "а за этим с любопытством смотревшим вверх русским мальчишкой, забывшем о страхе — в восемь лет ведь ещё не очень-то и понятно, что такое смерть…".
     Видимо, и этот жизненный штрих, как и многие другие, привели юношу в Сызранское военное авиационное училище, чтобы в будущем стать первоклассным лётчиком, защищать небо любимой страны. После окончания училища Николай Сергеевич служил в истребительной авиации в Белоруссии, а затем в составе Группы советских войск в Германии.
     "Есть мнение — пишет автор, — что феномен лётной профессии остаётся нераскрытым, что выраженные лётные способности — дар свыше. Было бы ужасно этот свой талант зарыть в землю". И молодой лётчик с большой верой в свои способности и силы постоянно совершенствует мастерство, доводит лётные навыки до автоматизма, до идеала.
     Талант Николая Зуева проявился более зримо, когда он стал заводским лётчиком-испытателем. Ведь каждый вышедший из заводских цехов самолёт надо испытать. Давно замечено, что только с виду самолёты, как близнецы, а по сути — каждый имеет свой "характер" свои достоинства и недостатки. На этом этапе лётчик-испытатель и должен их выявить, не ошибиться, и дать конструкторам точные данные о самолёте. Вот как об этом пишет автор: "Он (самолёт) сложен настолько, что иные опытные пилоты со стажем подозревают наличие у него своей механической души".
     Завод "Знамя труда" в шестидесятые годы в основном выпускал МиГ-21, появлялись всё новые и новые его модификации. И Николай Сергеевич поднимал в первый полёт более сложные машины.
     Наиболее интересная глава книги "Такая работа" с точки зрения описания технических характеристик самолётов. На мой взгляд, она интересна не только обычному читателю, но и молодому лётчику-профессионалу. Изобилующая техническими терминами, она не утратила поэтического повествования и захватывает нас, как поток воздуха, летящий навстречу самолёту. Читаешь, и кажется, что сам автор постоянно находится рядом с лётчиком, ощущает каждое его движение. И вот ещё одна цитата из книги: "Самолёт на языке профессионалов, "неплотно сидит" в воздухе — начнёт вертеться из стороны в сторону, вращаться, а действенность рулей и элеронов в этих условиях снижена. Потерей путевой устойчивости могут обернуться большие скорости…".
     За свою лётную карьеру Николай Сергеевич совершил 2.735 испытательных полётов и из них 9 раз смотрел смерти в глаза. А два раза реально был на грани гибели. И если бы не его хладнокровие, выработанное высоким профессионализмом, всё могло закончиться трагически. Об этих случаях автор подробно рассказывает в главе "Катапультирование". Это кульминация книги, где сконцентрированы ощущения главного героя, находящегося на грани жизни и смерти.
     Первое катапультирование произошло в 1967 году, когда "произвести коррекцию самолёта в пространстве не представлялось возможным" из-за отказа "авиагоризонта". А через десять лет Николай Зуев катапультировался: "…из полностью разрушенного самолёта в стратосфере, на высоте 13.500 метров — это нижний край её, — на скорости, дважды превышавшей скорость звука — 2.500 км/ч!".
     Автор мастерски описывает ощущения Зуева в экстремальной ситуации, словно сама пережила то, о чём пишет. Кроме этого, рассказывает о судьбах известных лётчиков-испытателей, приводит их высказывания по поводу случаев отказа техники в воздухе. А открывают книгу два предисловия известных людей в нашей стране и за рубежом: военного лётчика-испытателя 1-го класса Марины Попович и академика Российской академии образования, ведущего психофизиолога по лётным испытаниям генерал-майора медицинской службы В.А. Пономаренко.
     Невозможно в короткой рецензии охватить широкое полотно, созданное писательницей. Остаётся поздравить её и многих заинтересованных читателей, с выходом этой замечательной книги. Думается, что ей уготована счастливая судьба, и она займёт достойное место среди произведений, повествующих о патриотах нашей Родины — людях героических профессий.