Владимир Бояринов __ КОГДА ПОЁТ ДУША
Московский литератор
 № 24, декабрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Владимир Бояринов
КОГДА ПОЁТ ДУША


     Дальняя дорога, с её перелётами, задержкой рейсов и прочими коллизиями, становится короче, если Валерий Иванов-Таганский берёт на себя роль не только попутчика и собеседника, но и увлечённого рассказчика. Его устные эссе о великих музыкантах, композиторах и певцах завораживают. Абсолютный слух берёт своё и рассказчик без напряжения и позы бегло переходит к воспроизведению сложнейших фрагментов из тех партий, о которых говорит познавательно и страстно.
     Вместе с тем, для нас Валерий Иванов-Таганский прежде всего писатель, автор романов, известных и у нас, и за рубежом: "Семя отечества", "Запрет на прозрение", "Грабли для сатрапа", "Грязь к алмазам не пристаёт" и ещё полдюжины других, знакомясь с которыми, невольно ловишь себя на мысли, что ты прежде всего вслушиваешься в монологи и диалоги. Именно вслушиваешься, а не вчитываешься, потому что из-под пера автора на сцену выходят живые герои, которым по плечу решение не только психологических, но и геополитических задач. Решая эти задачи, объединяя эти личности, писатель предстаёт в роли народного дипломата, всеми силами помогая той политической элите, которая не даёт разгуляться оголтелому милитаризму, которая отвела и отводит ряд глобальных угроз, подобных угрозе удара по Ирану. И каждое произведение сопровождается оригинальным симфоническим звучанием.
     Дипломатическая миссия Валерия Иванова-Таганского не завершается написанием очередного романа или пьесы. В этой миссии пауз не бывает. Как не бывает пауз в деятельности Международного сообщества писательских союзов, где недавно завершился очередной Форум русскоязычных писателей зарубежья и где Валерий Иванов-Таганский предстал в роли сценариста и режиссёра. А какие актёры (они же и писатели из 20 стран) блистали на подмостках Форума! И каждый писатель, каждый поэт — личность. И у каждого — свой взгляд на проблемы русского языка, свой талант, помноженный на неповторимое эго. И каждый исполняет свою партию стройно и вдохновенно. А режиссёра как бы и не видно. Как бы сам по себе на встречу писателям выходит лауреат Ленинской премии, народный артист СССР Василий Лановой, чтобы "глаголом жечь сердца людей" и вновь покоряет публику артист Большого театра Фёдор Тарасов, голос которого вырывается из Дома Ростовых на волю и плывёт "по Тверской-Ямской с колокольчиком".
     Есть знаковые моменты в жизни каждого человека. Студенты Щукинского училища встречаются с великим режиссёром, актёром, драматургом Эдуардо де Филиппо. Не каждому в молодые годы выпадает такой жребий. Орёл или решка? Поднять или пусть пылится? Валерий Иванов-Таганский с благоговением делает безошибочный выбор. Прочь сомнения! — и на свет появляются рассказы, повести, пьесы. Знал или не знал студент, что знаменитый неаполитанец ко всему прочему поставил на оперной сцене "Нос Шестаковича", но с той поры музыка сопровождала уже и драматургию Иванова-Таганского. И по сей день она звучит в его пьесах, в его режессуре.
     Когда на Первом канале появилась программа "Искатели" с участием Валерия Иванова-Таганского, зрители увидели новый тип ведущего, напрочь лишённый казёнщины, доминирования и самолюбования. Тайны истории открывает летописец в образе прозорливого мифологического филина. Вслушайтесь в голос — воркующий и раскатистый, своим повелением перелистывающий страницы прошлого и открывающий сокровенное. Другая стихия, другие звуки: отголоски грома, скрипы столетних дубов, шелест листвы под каплями затяжного дождя, — и всё это музыка!
     В 60-70-е годы прошлого века Валерий Иванов-Таганский был одним из ведущих актёров театра на Таганке, играл вместе с Владимиром Высоцким в знаменитом "Гамлете", на протяжении ряда лет был незаменимым Лаэртом. Это было поколение людей слова и дела. Не только Владимир Высоцкий или Леонид Филатов отмечены свыше литературным даром и другими талантами. У них, у актёров на роду написано прожить свою жизнь в творческих муках. Их нельзя лишить неповторимой хрипотцы, фирменного жеста, или возможности досказать, дострадать, допеть до конца свою песню. Это будут уже не они.
     Верность той многогранности, которая ведёт Валерия Иванова-Таганского по жизни открывает перед ним новые горизонты. И, зная о том, что Валерий Иванов-Таганский не из тех собеседников, кто, приняв стойку, только и ждёт момента, чтобы вставить слово; зная о том, что он обладает абсолютным слухом и всегда во время беседы смотрит в глаза, хочется пожелать ему большей бережливости к своим талантам, большей веры в себя и в песню своего сердца, своей души.