Светлана Корелова __ ОКНА В ДРУГИЕ МИРЫ
Московский литератор
 № 23, ноябрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Светлана Корелова
ОКНА В ДРУГИЕ МИРЫ
Владимир КАРНАУХОВ. "Исход великого шамана": Языческая мистерия. — Иркутск: "Сибирская книга", 2012.

     
     Фамилия Карнаухов — одна из самых распространённых в Сибири, хотя родственников среди них мало, но свояками назвать можно всех, так как при Екатерине Iпрактически каждому ссыльному обрезали уши, и при первой паспортизации их потомкам записывали именно эту фамилию. Впоследствии эту "монаршую милость", в придачу к ссылке или к каторге, отменили.
     В наше время широкую известность фамилия получила за счёт писательской династии Карнауховых: отца Степана Васильевича, матери Тамары Георгиевны и сына Владимира Степановича.
     Степан Васильевич Карнаухов 1942 году, после окончания Черемховского горного техникума, был призван в Красную армию. Воевал на Западном, Втором Прибалтийском, Первом Белорусском фронтах, закончил войну в Берлине, расписавшись на здании рейхстага (кадры фрагмента стены с его фамилией неоднократно демонстрируются в кинохронике). Награжден орденом Отечественной войны, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красная Звезда, Дружба народов, двумя медалями "За отвагу" и более 30 другими медалями СССР и Российской Федерации.
     У Карнауховых была большая библиотека, и любовь к литературе, передалась от отца с матерью сыну. Это как раз тот случай, когда "природа на детях не отдыхает", она одарила Володю талантом сполна!
     Владимир  окончил отделение журналистики филфака Иркутского государственного университета. В восьмидесятых годах его статьи   и   очерки в гремевшей тогда газете "Советская молодёжь", первоначальную школу в которой прошли и Валентин Распутин, и Александр Вампилов, имели большой общественный резонанс. Многие очерки Владимира охотно перепечатывались центральной прессой.
     С боевой журналистики для многих начинался писательский путь. Вот и Владимир Карнаухов в 1991 году вступил в Союз писателей СССР. К тому времени многолетняя журналистская практика предоставила ему ценнейшие наблюдения. Жизнь постоянно сталкивала его с различными человеческими пороками, давала возможность понять природу зла, в том числе и в высших эшелонах власти. Нередко пересекался он с преступным миром, и надо сказать, что он для Владимира был не менее интересен,  "чем джунгли для биолога, или солнечная система для астронома" — по его словам.. На своем пути он встречал и "благородных" бандитов, злых гениев, гениальных злодеев. Так рождались остросюжетные произведения  с неожиданными ситуациями, где автор приоткрывал внутренний мир героев в самом эпицентре событий противоречивой жизни.
     В первую книгу "Солнце не всходит дважды" легли очерки и рассказы на правоохранительные темы. За первой последовали: "Взлет", "Время прощаний", "Кто-то должен ждать", "Сухарики к пиву", "Не умирайте с секретаршей Танечкой". Они стали своеобразными предтечами к главной книге его жизни, название которой — "Исход великого шамана" перекликается  с жизненным финалом своего автора.
     Книга вышла в свет через несколько месяцев после его смерти. А на создание этого художественного полотна ушло более десяти лет.
     Жанр её обозначен как "языческая мистерия".
     Мистерия…  Да ещё языческая. В наше-то время особенного повышенного интереса к всякого рода "оккультным наукам", борьбе "серьёзной науки" с мистикой — это вызов. Тем более что время действия романа — от Сотворения мира до наших дней. Причем в финале романа автор подчёркивает, что "… закончилось старозаветное повествование. Новозаветное — не нам слагать".
     Язычество "тундряного народа", в жизнь которого не по своей воле был вовлечен главный герой романа рядовой преподаватель математики Вадик Ребров, казалось бы, отличается многобожием. Тут и Матерь-зверь, у которой в подчинении злые духи — каждый со своим именем и "биографией". И шаманка Светлых Духов, воплощение Богини Света и Властительницы Тьмы. И какие-то далёкие боги,  которым дела нет до судеб и страстей мелких людишек. И всё-таки —  ясное понимание Ребровым, ставшим шаманом Великим и Кровавым, что есть Единый Творец не только земного мира, а всей вселенной.
     Конечно, суть мистерии и вызов автора не только в этом.. Понятие мистерии включает в себя и тайный религиозный обряд в честь божества,  к участию  в котором допускались только посвященные (у античных народов и народов древнего Востока), и жанр средневековой драмы — обычно стихотворной — на сюжеты из Ветхого или Нового Завета,  и средневековое сценическое представление на один из таких сюжетов (обычно на открытом воздухе и сопровождавшееся интермедиями). И всё это для автора — возможность своеобразно отразить в наши дни и в наших условиях борьбу между Добром и Злом. Большинство персонажей романа — от академика Стеблецова до тундряного мудреца Кюстэха и простушки Авдотьи, не говоря уже о самом Реброве, рассуждают обо всём таким образом, что понять их можно и так, и не так: это было, а может, не было, но могло быть…
     А место действия — не только наша страна, особенно её "тундряная" часть, но весь мир, вся земная цивилизация. Так, женщины-синички, которыми искушает в своей Обители Реброва шаманка Светлых Духов, принадлежат и к древней китайкой цивилизации, и к негритянской ветви человечества, и к библейской Иудее.
     Современников последние десятилетия охватывала тоска по высокохудожественному Творению такого жанра. Это как раз тот случай, когда российская земля еще раз доказала, что самая большая ценность — Человек.
     Владимир Карнаухов взял на себя смелость отобразить в наши дни происки не только больших и малых Злых духов, но и вселенское Зло  воплощённого  в Уоре Дьявола. Именно для борьбы с ним даже Матерь-зверь, с коей связывают сотворение "тундряного мира", вынуждена благословить посвящение рядового преподавателя математики  в шамана Великого и Кровавого. Зло победить злом…  Поэтому и предстоит шаману пройти через многие испытания, через большую кровь, быть жестоким и несправедливым, при том, что внутренний стержень его крепнущей души опирается только на Добро.  "Воля высочайшего Провидения велит принять ему вызов злых и свирепых сил, наложить на них проклятие и принести им погибель".
     А Уор поначалу ходит вроде бы в подручных у хозяина тундры Иннокентия Спиридоновича, чтобы со своими бандитами держать в страхе и подчинении всё население. "Спиридоныч", с одной стороны шибко умный и хороший, с другой — шибко плохой, раньше и сам считался бы шаманом, а теперь — многолетний партийный секретарь, ныне — "секретарь всех партий". Мечтает он и о наследственной власти, потому одна из основных забот — любимая дочка Настя должна родить внука Кешку, "обновить кровь", для чего и нужен "красивый шамана" Вадик. Двойственный, как многое в мистерии, образ Спиридоныча даже несколько высветляется в конце, когда он торжественно, ритуально принимает смерть. А вот зловещая роль Уора всё более укрупняется: управлять уже не тундрой, а всем миром. И стоит за ним сила матери-Бездны, которая поглощает и превращает в пустоту всех, кто пытается с ней сразиться.
     Вот с каким противником предстоит решающая схватка Реброву. В ней, помогая ему, гибнут в Бездне почти все злые духи и даже сама Матерь-зверь.  А решающий вклад в победу вносят всё же силы Добра.
     Но ещё один острый конфликт пронизывает всю мистерию: между шаманкой Светлых сил, которая увидела в Реброве единственно достойного её любви Человека с чистой душой и болью за человечество, и самим Ребровым, не поддавшимся на её искушения, но сотворившего в её честь высокий творческий подвиг художника. А суть конфликта в том, что она пытается устраниться от битвы с Тьмой, то укрывшись в созданной её самой Обители из драгоценных камней, то стремясь увлечь за собой любимого и вовсе в дальние космические миры. А он и бежит из её Обители, и не может ради наслаждения спокойного, вечного счастья с нею покинуть родную землю и народ, ради спасения и счастья которого вынес столько испытаний.
     Об этой книге будут спорить. Будут судить о своеобразии языка и стиля писателя. Ведь это проза поэтическая — словно камлания подлинных шаманов. Каждое предложение филигранно отработано. Любого из персонажей видишь, они обладают каждый собственным, при всей внешней похожести, языком. Философские споры, неустанные сомнения Реброва в очередном приближении к истине заставляют глубоко вдумываться, сопереживать героям, негодовать против современных носителей зла, в которых легко угадываются знаковые, известные любому фигуры политиков, силовиков, олигархов. Главное, роман заставляет задуматься и о смысле жизни — вообще, так сказать, в общечеловеческом плане, и о своём собственном месте в ней.
     Владимир Карнаухов задумывал ещё один остросюжетный мистический роман "Шаль Огненной губернаторши", к сожалению, оставшийся незаконченным. Над ним он работал до последнего своего вздоха. Это произведение также сочетает в себе приметы реальной жизни, фантасмагории, и манерой изложения тесно перекликается с "Исходом великого шамана". Автор стремится к нарушению жизненных пропорций, к гротескной форме, резко нарушающей реальный облик жизни. Выразительные диалоги, драматические ситуации причудливо соединяются с юмористическими зарисовками, что позволяет глубже проникнуть в психологический мир героев.
     Мы уверены, что знакомство с произведениями Владимира Карнаухова доставит огромное удовольствие и наслаждение читателям.