Надежда Ступина __ «СТИХИ МОИ СТАНОВИЛИСЬ ГОЛОСОМ НАРОДА...»
Московский литератор
 № 19, октябрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Надежда Ступина
«СТИХИ МОИ СТАНОВИЛИСЬ ГОЛОСОМ НАРОДА...»
К 99-летию со дня рождения поэта Виктора Бокова
 

     Начало осени. Сентябрь. Размыты в природе краски, разноцветье листьев, тепло манит и обманет. Спешите наглядеться, надышаться "прощальной красой". В это нарядное время года 99 лет назад родился Виктор Фёдорович Боков. В деревне Язвицы, в крестьянской семье прошло его детство. В жизни он стал поэтом. Полюбились людям его стихи и песни и, чтобы множить эту любовь, земляки вместе с поэтом сначала открыли в его доме музей — подарок к девяностому дню рождения, а потом каждый год стали устраивать литературно-музыкальные праздники "Боковская осень".
     Боковская осень" всегда дарит радостью встречи с бабьим летом, душевной песней и светлой поэтической строкой:
      
     Я твой до последнего зёрнышка,
     Я твой до последнего пряничка.
     Иди ко мне, Русь, моя жёнушка.
     Споём с тобой ради праздничка!
      
     Сколько искренности и задора в этих словах! Поёт Русь, идёт и едет к поэту в деревню Язвицы — здесь его родительский дом.
      
     Небольшая деревенька.
     Не бывал я там давненько,
     Но навеки, как судьба,
     Корень мой — моя изба!
      
     А в избе той главной устроительницей матушка Софья Алексеевна была. Труженица, певунья, и прибаутку расскажет, и на ум-разум наставит.
     — Привязывай коня не к кольцу,
     Привязывай коня к овсу,
     За крепкое деревце,
     А Правду свою говори всю,
     Тогда в тебе не изверятся.
      
     Удивлялся сын:
      
     Откуда это у матери было?
     Всё она знала в конце концов,
     Наверное, оттуда, что всех любила,
     А любовь мудрей мудрецов.
      
     Задумаешься, многие ли могут сказать уверенно: Я люблю, я счастлив? Поэт мог. Да и как же иначе, если само великое светило протягивало ему "луч добра":
      
     Как я солнце торопил,
     Чтоб оно бралось за дело.
     Чтоб оно поверх стропил
     В топоре стальном горело.
      
     Вышло солнышко тотчас,
     Воссияло, воссветило,
     И меня в свой ранний час
     Персонально посетило.
      
     Протянуло луч добра,
     Собирайся, милый, что ли!
     И росы чище серебра.
     И чуть влажна тропинка в поле.
      
     Очутился я во ржи,
     В красоте неотразимой,
     Это вам не гаражи
     И не гиблый дух бензина!
      
     Я стоял среди хлебов
     С чувством дружбы постоянной.
     Если в сердце есть любовь,
     Значит, счастье состоялось!
      
     Есть русская пословица: "Счастливый — что калач в меду!" (всё к нему пристаёт). Так и читатель прибивается сердцем к счастливому боковскому слову. В нём истинная радость — ребёнка и мудреца.
      
     Порадуюсь свету божьему,
     Дождичку и траве.
     Лопуху, подорожнику,
     Чистой синь-синеве!
      
     Порадуюсь льну-долгунцу,
     Светлому Воскресению,
     Матери и отцу
     И родичам Троице-Сергиева.
      
     Порадуюсь сизому голубю,
     Белым платкам облаков,
     Девчонкам, бегущим по лугу
     Под нимбами жёлтых венков.
      
     Порадуюсь тёплому лету.
     Беспечному крику детей.
     Порадуюсь доброму свету
     Добрых российских людей!
      
     О русских гениях говорили: длящийся в России Пушкин, "сияющее слово Лермонтов". О Бокове можно сказать сегодня: он сияет и длится своими стихами, песнями, благодарной любовью соотечественников. Пока стоит Россия, будет так.
     Отчего столь крепкая надежда и вера? Боков поистине любил и воспел русский народ. Благодарность людей безмерна — она не только в их ответной любви, но и в самоотверженном служении делу сохранения боковского наследия. "Дому-музею поэта В.Ф. Бокова" в этом году десять лет, празднику "Боковская осень" — восемь. Ежегодно проходят в Сергиеве-Посаде "Боковские чтения". Записаны 5 музыкальных дисков (более девяносто песен). В московском издательстве "Русский импульс" в 2010 и 2012 годах вышли замечательные книги "Россия в сердце неслучайно" и "Я Русь родную не оставлю". Тираж почти весь разошёлся. Мечтается о новом юбилейном издании — в грядущем 2014 году 100 лет со дня рождения любимого народом поэта. Это факты. А если говорить о "Боковской осени" на языке эмоций…
     Представьте. Подмосковная деревенская глубинка, хмурый дождливый день, на дорогах размытая глина. А возле Дома-музея весёлая музыка, нарядные люди. По духу, настроению — они единое целое. И дух этот русский, счастливо-соборный. Торжество проходит под открытым небом, от дождя предусмотрительно устроены целлофановые покрытия. Но всё равно зябко. Рядами прямо на земле стоят простые длинные скамейки. Тесно друг к другу жмутся зрители. Со сцены с большого портрета Виктора Фёдоровича всем собравшимся, словно подбадривая, сияет его открытая, добрая улыбка.
     Кто участники фестиваля? Земляки поэта: одарённые дети-чтецы, самодеятельные хоры народной песни. Наезжают гости столичные: артисты и писатели. Репертуар? Боков. Каждый праздник неповторим. 95 лет жил и творил Виктор Фёдорович. За долгую наполненную жизнь он создал самобытный многоголосный музыкально-поэтический мир, обрёл понимающего и принимающего его творчество читателя. Теперь дух добра и любви живёт в тех ребятишках, которые, великолепно владея искусством художественного слова (за что нужно поклониться их педагогам), читают вслух стихи и прозу, неизменно трогая до слёз восторженных слушателей. В душах людей старшего поколения Боков больше поэт-песенник. О чём они поют? О русских снегах и морозах, лугах и полях, о любви и ласке, о свиданиях и разлуке, о радостных и печальных днях земной жизни. Боковские припевки пляшутся живо, жарко, вкусно! А артистам далеко за 50 и 60. Ведь и сам поэт был большим мастером не только сочинять частушки, но и на народ выносить. Трень-трень, бывало, ему в такт балалайка-подружка. Ноги сами просятся в пляс. Не кончаются припевки, слушал бы и слушал …
     Однако делу время, а потехе час — наступает время прощанья. Участникам и гостям фестиваля пора к будничным заботам. Перебирает баянист кнопочки и, по обычаю, большой сводный хор голосов и сердец запевает первые строки:
      
     В этот вьюжный неласковый вечер,
     Когда снежная мгла вдоль дорог,
     Ты накинь, дорогая, на плечи
     Оренбургский пуховый платок.
     Расстаются друзья до следующей "Боковской осени".
      
     Поставить бы на этом точку и всё славно. Однако, справедливости ради, стоит сказать и о других реалиях нашего времени.
     Не поспоришь с тем, что нынче поэзия не в моде. Да и чтение, литература вообще, а русская, и говорить нечего. На поверку оказалось, например, что из семнадцати студентов московского вуза ни один не слышал об авторе "Оренбургского платка", лишь некоторые имели слабое представление о существовании самой песни и её некогда популярной исполнительнице, великой русской певице Людмиле Зыкиной. "Мы живём в другом культурном пространстве", — резонно заметили мыслящие юноши и девушки, к их чести сказать, лучшие учащиеся, будущие экономисты-аналитики, возможно, именно им в недалёком времени доведётся определять экономическую политику государства. Первое впечатление, как признают, наиболее верное. После непродолжительного разговора-знакомства с творческой личностью Виктора Бокова написаны мини-эссе "Миг с Боковым". Их авторам 18-19 лет.
     Каков же этот миг? Сильное впечатление на новых юных читателей поэта произвело известное его стихотворение "Чудо", удивили светлые стихи о собственной… смерти.
      
     Я однажды умру, не запомнив, какого числа,
     К некрологу друзей отнесясь безразлично.
     Капнет тихая капля с большого весла,
     Это значит, что Волга печалится лично.
     Дрогнет ветка. И дерево всё до верхов
     Будет зябнуть, узнав о развязке печальной.
     Это значит, что я для российских лесов
     Был не просто прохожий случайный.
     Заволнуется в поле по-девичьи рожь,
     И колосья уронит, и тихо заплачет.
     Это значит, что в мире я сеял не ложь
     И никто моё слово в застенок не спрячет.
     Смерть меня заберёт не всего целиком,
     Что-то людям оставит, и даже немало…
     А пока я тихонько пойду босиком,
     Чтобы загодя тело к земле привыкало!
      
     Немалый интерес, уважение и даже "потрясение" вызвали у ребят воспоминания Бокова, "зацепило" то душевное качество, которое называлось "твёрдостью духа" не только поэта, но и всего его поколения. Тонко и глубоко эмоционально высказались девушки: "Его стихотворения, на мой взгляд, нужно читать, когда сомневаешься, что жизнь — это величайшее чудо, когда руки начинают опускаться. Они заставляют вспомнить, что мы молоды, полны энергии (неважно, 20 нам или 50)"; "Того часа, в который произошло знакомство с Боковым, хватило, чтобы понять, насколько близок этот человек к прошлому и настоящему, к истории и народу. Прекрасные стихи, великолепная проза, насыщенная жизнь — я открыла для себя нового поэта, чьё творчество заставляет задуматься и ощутить всё то, что Виктор Федорович выразил своим словом". Писали студенты и о метафорах, "о простоте слога, передающего атмосферу крестьянского прошлого — того, что мы никогда не сможем ощутить в полной мере", размышляли о наивности и смелости, лёгкости и мудрости, которые, по их мнению, способны сохранить в себе выдающиеся люди.
     Трудно не поверить, что слова "Мой миг с Боковым поистине незабываем", не пустая фраза. Да и хочется верить в искренность желания молодёжи побольше узнать о жизни и творчестве русского поэта, которого они открыли для себя в день его рождения, 19 сентября. А кто-то задумался об особом языке поэзии, удивляясь, как мастер слова максимально точно выражает и отражает происходящее внутри и вне него.
     Я больше всего импрессионист", — написал однажды Виктор Фёдорович. Художник-импрессионист передаёт своими красками миг и вечность, слушая внутренний голос, не оглядываясь на принятость и стандарты. Поэт ощущал в себе эту художественную силу. Он писал не по правилам, его захватывала стихия. Миг создания, творения не подчиняется узким законам.
      
     — Хочу морошки! —
     Кто-то крикнул в тундре,
     И вся природа потеряла сон.
     И шевельнулись пушкинские кудри,
     И прозвучал его предсмертный стон.
      
     Это своё стихотворение поэт прочёл в 1993 году в зале П.И.Чайковского на вечере Пушкина. Вспоминает — зал вызывал "на бис", пытается объяснить, КАК рождается словообраз и замечает: "Тут нет правил. Каждый раз жизненная зацепка не похожа на предыдущую".
     И каждое новое прочтение Бокова "не похоже на предыдущее", потому что всякий раз обогащает неожиданными оттенками смысла, рождает эстетическое волнение, привлекает фантазией и дерзостью поэтической формы. Хорошо, что это благотворное волнение могут испытывать и читатели нового времени. Только нужно чуть подтолкнуть их интерес. А для Виктора Фёдоровича такое к нему внимание и понимание, пожалуй, самый лучший подарок ко дню рождения.