Александр Алиев __ ПОД ПОКРОВОМ СВЯТОЙ СОФИИ
Московский литератор
 № 18, сентябрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Александр Алиев
ПОД ПОКРОВОМ СВЯТОЙ СОФИИ

     "Отужинав с моими друзьями, я лёг в кибитку. Ямщик, по обыкновению своему, поскакал во всю лошадиную мочь, и в несколько минут я был уже за городом... Звон почтового колокольчика, наскучив моим ушам, призвал, наконец, благодетельного Морфея… По счастию моему случившаяся на дороге рытвина, в которую кибитка моя толкнулась, меня разбудила. Кибитка моя остановилась. Приподнял я голову. Вижу: на пустом месте стоит дом в три жилья.
     — Что такое? — спрашивал я у повозчика моего.
     — Почтовый двор.
     — Да где мы?
     — В Софии, — и между тем выпрягал лошадей".

     
     Это строки из первой главы знаменитой книги Александра Николаевича Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". С конца XVIII и до середины XIX века на двадцать второй версте Царскосельской дороги, начинавшей и заканчивавшей Петербургско-Московский тракт, в Софии, находилась крупная почтовая станция. Уездный город София обязан своим возникновением императрице Екатерине II, пожелавшей, с одной стороны, отселить подальше от дворца жителей местной слободы, занимавшихся обслуживанием царской резиденции, с другой, создать "образцовый" город, планировка которого органично сочеталась бы с дворцово-парковым ансамблем. В проектировании Софии активное участие принимали архитекторы В.И. и И.В. Неёловы, И.Е. Старов и особенно Чарльз Камерон, ставший автором большинства здешних построек.
     На создание города во многом повлиял также "Греческий проект" — геополитическая идея Екатерины, предусматривавшая сокрушение Османской империи и разделение её территории между Россией, Австрией и Венецианской республикой. В Константинополе предполагалось восстановить Византийскую державу, во главе с внуком императрицы, коего нарекли именем основателя города — Константин.
     Район Софии был ограничен Павловским и Красносельским шоссе, Парковой и Сапёрной улицами. В правильных кварталах селились, помимо рядовых обывателей, также купцы, промышленники, военные, духовенство. В самом центре города посреди большой площади возвышался импозантный собор во имя Святой Софии — Премудрости Божией, заложенный по проекту Ивана Егоровича Старова в июле 1782 года в присутствии самой Екатерины. Своей планировкой, внешним обликом и великолепным внутренним убранством он напоминал "в малом виде цареградскую Софию". Все работы были завершены к весне 1788-го, 20 мая состоялось торжественное освящение храма. Много позже (в 1903 году) ансамбль площади был дополнен сооружением двухъярусной соборной колокольни.
     
     Итак, Царскосельская София была освящена, и в ней начались регулярные богослужения. И многие десятилетия у здешних прихожан и клира возникали вольные или невольные ассоциации с прошлым и нынешним положением главного храма Православного мира — Святой Софии в Константинополе. Сей уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, надолго определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья.
     Закладывая в 532 году новое здание на месте прежней Софийской базилики, император Юстиниан I желал возвести храм, который затмил бы величием и роскошью всё когда-либо созданное человечеством. Главными архитекторами собора хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл, а в подчинении у них, говорят, было ещё сто зодчих. Со всех концов империи везли мраморные глыбы, золото, серебро, слоновую кость, жемчуг, драгоценные камни, архитектурные элементы античных сооружений… Десять тысяч рабочих ежедневно трудились на гигантской стройке.
     На Рождество 537 года константинопольский патриарх Мина провёл освящение Айя-Софии. По легенде, Юстиниан тогда с гордостью воскликнул: "Слава Богу! Я превзошёл тебя, Соломон!", имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
     В глазах русских православных христиан Святая София издавна была матерью всех церквей, истинно царственным храмом, что возвышался над городом как корабль над волнами. Ещё в 957 году здесь приняла крещение княгиня Ольга. Послы киевского князя Владимира, побывавшие в византийской столице перед так называемым "выбором веры" для Руси, сообщали своему повелителю о "великой Софее, что строил Устиньян-царь": "Видехом тамо неизглаголанную красоту церкве, и пения, и одежды иерейския их. Не ведяще, на земли или на небе быхом. И несть таковыя красоты и славы нигдеже на земле".
     С той поры потянулись в Константинополь вереницы наших паломников. Перу некоторых из них принадлежат подробные и красочные описания Айя-Софии, а кто-то просто царапал на мраморе её колонн и парапетов свои автографы, типа "Матфей поп Галичский". Однако 29 мая 1453 года (560 лет назад) Царьград, к несчастью, был взят турками-османами, Византийская империя пала. С той поры доступ в собор, обращённый в мечеть, для христиан оказался закрытым, и они "токмо взирали в преддверие сквозь отверстые двери". Лишь самые знатные путешественники могли побывать там по особому разрешению султана. "В наших древних русских церквах (соборы Успенский, Благовещенский и др.), — пишет один из писателей-паломников начала XX столетия, — и в средневековых готических соборах впечатление тайны и святости достигается угашением света дневного, искусственной ночью, в которой теплятся огни лампад и свечей, или же ещё более искусственной окраской света радужными стеклами. Св. София — единственный храм светлый и полный тёплой, солнечной небесной тайны. Янтарные лучи, мягкие и ровные, льются сверху, и весь круглый, ясный простор освещён ими".
     
     Несмотря на все принимаемые меры, развитие Софии шло плохо, тем более что в городе не хватало воды — даже после устройства ответвления от Таицкого водопровода. После воцарения Павла I строительство в городе совершенно замерло, а жители медленно покидали дома и переселялись обратно в дворцовую слободу. Император Александр I, обратив внимание на запущенное положение Софии, издал в 1808 году указ Сенату: "Со времени учреждения уездного г. Софии, население и построение его имело мало успеха. Того ради признали мы за благо город Софию соединить с Сарским Селом и сей соединённый город именовать Царским Селом…"
     В дальнейшем София превращается в южное, "военное" предместье Царского, здесь расквартировывается ряд гвардейских полков, в том числе лейб-гвардии Гусарский, где в разное время служили Денис Давыдов и его двоюродный брат Евграф, Пётр Чаадаев, Николай Раевский, князь Александр Чавчавадзе, Михаил Лермонтов... Софийский собор с 1817 года стал полковой церковью лейб-гусар.
     Почтовая шоссейная дорога проходила как раз между Софией и Екатерининским парком, против Гатчинских (Орловских) ворот которого и располагался Почтовый двор. Довольно неказистое деревянное его строение радищевских времён в начале XIX столетия было переделано в обширный комплекс, включавший контору и комнаты для проезжающих, квартиру почтмейстера, домик для почтальонов, конюшни, сеновал и др.
     На софийской станции останавливались и те, кто следовал по Московскому тракту, и те, кто направлялся в Смоленск, Белоруссию, Польшу. Множество раз — Александр Пушкин. Между прочим, он упомянул Софию в повести "Капитанская дочка": "Марья Ивановна благополучно прибыла в Софию и, узнав, что двор находился в то время в Царском Селе, решилась тут остановиться. Ей отвели уголок за перегородкой. Жена смотрителя тотчас с ней разговорилась, объявила, что она племянница придворного истопника, и посвятила её во все таинства придворной жизни…" Вообще, София была прекрасно знакома Пушкину ещё с лицейских лет: со своими друзьями будущий поэт часто бывал здесь у гусарских офицеров.
     После закрытия Почтового двора его здания отданы были под военный госпиталь, и в таком виде сохранились до наших дней. Рядом, на углу Волконской (Парковой) улицы и Гатчинского (Красносельского) шоссе чудом уцелел старинный мраморный верстовой столб, сооружённый по рисунку архитектора Антонио Ринальди. Выбитая на доске надпись гласит: "От Санкт-Петербурга 22 версты. 1775".
     Частично уцелели и бывшие казармы лейб-гвардии Гусарского полка на той же Парковой улице — теперь тут Военная комендатура, воинская часть и жилые дома.
     А собор Святой Софии? С 1918 по 1933 год он действовал как обычный приходской храм, а затем был закрыт и обращён в банальнейший склад. Лишь в 1988-м, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, власти вновь зарегистрировали церковную общину и возвратили ей строение. Реставрацию начали с колокольни, а в мае 1999 года состоялось новое полное освящение собора.
     И вот мы снова можем любоваться великолепным сооружением раннего русского классицизма, включенным в список памятников зодчества федерального значения. Отрадно, что собор поддерживает традиции, присущие полковому храму. Его связывает сотрудничество со всеми расположенными в городе Пушкине военно-учебными заведениями. Ежегодно в стенах и на территории собора проходят молебны для военнослужащих и курсантов, принимается присяга.
     На Рождественской неделе развёртывается полевая кухня для всех желающих, а также устраивается вертеп с настоящими животными.
     Кстати! Царскосельский Софийский собор является единственным из Софийских соборов Русской Православной Церкви, престол которого посвящён Господскому празднику (все остальные Богородичные).
     
     Цареградская Айя-София с 1935 года функционирует как общедоступный музей. По декрету президента Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка со старинных фресок и мозаик счистили слои штукатурки, и они, как и века назад, чаруют взор глубиной и сочностью красок.
     Уже несколько лет в определённых европейских кругах идёт кампания за возвращение храма к своему первоначальному статусу, то есть, к действующему символу вселенского Православия. Соответственно, постройка должна быть освобождена от всех исламских наслоений. Совсем уж немыслимым выглядит периодическое использование здания для торговых ярмарок и концертов.
     С другой стороны, среди турецкой общественности немало таких, которые мечтают снова увидеть Святую Софию мечетью.
     В любом случае, древнему собору срочно необходим капитальный ремонт, ибо фасады его сильно истёрты и находятся в довольно плачевном состоянии. (Единственная за всю историю реставрация проводилась в 1840-х годах итальянскими архитекторами братьями Гаспаре и Джузеппе Фоссати по поручению султана Абдул-Меджида I.) А уж как там судьба распорядится в дальнейшем….