Иван Голубничий __ ИРОНИЯ МУДРОСТИ
Московский литератор
 № 15, июль, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Иван Голубничий
ИРОНИЯ МУДРОСТИ
Александр Жуков. "Формула удачи". Иронические миниатюры. — М.: "Академия поэзии", 2013.

     Новая книга известного русского поэта Александра Жукова "Формула удачи" представляет своего рода "Избранное" — с той разницей, что традиционные сборники избранных сочинений, как правило, представляют творчество автора во всех его ипостасях, а эта книга представляет одну из его сторон.
     Александр Жуков, будучи замечательным лирическим поэтом, автором-исполнителем собственных песен и талантливым переводчиком англоязычной поэзии, на протяжении всего своего творческого пути развивал направление, которое условно можно назвать иронической поэзией.
     Его новая книга является собранием поэтических афоризмов, выраженных в поэтической форме житейских мудростей и интересных жизненных наблюдений. На всём этом аспекте его творчества лежит отсвет доброй иронии, идущей от неподдельной любви к людям, к жизни, ко всем непосредственным проявлениям человеческой натуры. Ирония Александра Жукова — это отнюдь не бесплодное ёрничество и инфантильное самоутверждение, свойственные многим современным авторам, оторвавшимся от собственных духовных корней и потерявшим нравственную основу. Его ирония — это зоркий и взыскательный взгляд со стороны на людей и на ситуации (иногда — на самого себя), но цель этого взгляда — приблизиться к недосягаемому совершенству, быть беспощаднее к недостаткам и порокам, и в то же время быть снисходительнее и добрее к людям, к их естественным человеческим слабостям.
     Лирический герой Александра Жукова не противопоставляет себя окружающему миру, наоборот, — он является одним из нас, поэтому многие его афоризмы несут на себе черты душевного товарищеского откровения; одна из его миниатюр гласит: "Когда твой друг — надёжный друг, / С ним можно мыслить даже вслух". Можно сказать, что в какой-то степени эти строки выражают жизненное и творческое кредо автора.
     Следует сказать о форме, избранной автором для миниатюр, объединённых в новой книге. Это преимущественно четверостишия, с вкраплением двустиший и восьмистиший. Не секрет, особенно для профессиональных литераторов, что столь малые поэтические формы накладывают на стихотворца, так сказать, повышенные обязательства перед читателем. Иными словами, при малом количестве слов повышается смысловая нагрузка на поэтический материал, в противном случае малая форма не оправдывает себя.
     Миниатюры Александра Жукова афористичны, мысль в них выражена максимально концентрированно, и в то же время очень поэтично; они органично воспринимаются и запоминаются, продолжая свою жизнь и реализуя предназначение уже в сознании читателя.
     Вот лишь несколько примеров, наиболее ярко иллюстрирующих вышесказанное:
      
     Количеством годов не мерьте
     Прожитый срок, они — химера.
     Лишь годы жизни после смерти —
     Вот жизни истинная мера.
      
     Случайностей на свете не бывает.
     Они из обстоятельств вытекают,
     В один поток сливаясь где-нибудь,
     Чтоб нас с Необходимостью столкнуть.
      
     Был человек рабом ещё недавно ведь.
     И стал он из себя раба выдавливать.
     Давил-давил, и выдавил всего…
     Был раб, а не осталось ничего.
      
     Даже процитированного достаточно, чтобы убедиться в том, что ироническая муза Александра Жукова выходит за рамки собственно иронии.
     Его лирический герой — это и философ с активной жизненной позицией, что подтверждается многими примерами из книги, и, конечно же, поэт.
     Его миниатюры обладают, во-первых, должной степенью современности, превращающей их в действенный фактор современного общественного сознания; во-вторых, подлинной народностью, если рассматривать это качество как способность обобщать актуальные современные проблемы на общедоступном, но высокохудожественном уровне и в максимально концентрированной афористичной форме.
     Эти качества делают иронические миниатюры поэта ярким и актуальным явлением современной русской литературы. Но самое главное — во всех своих иронических миниатюрах поэт Александр Жуков сохраняет ту неповторимую лирическую интонацию, присущую всему его многогранному творчеству и делающую его стихи узнаваемыми…  
      
     Мы времени ждали, считали: вот-вот!..
     А время явилось неслышно.
     Мы ждали, надеялись — время придёт!
     А время тем временем вышло.
      
     Книга Александра Жукова "Формула удачи" вполне состоялась и ждёт своего читателя, готового вместе с автором взглянуть на себя и на окружающий мир хотя и всерьёз, но и с доброй иронической улыбкой, чтобы полюбить ещё сильнее эту жизнь такой, какова она есть — со всеми её частными несообразностями, но с неизбывным стремлением человека к совершенству и к высшему смыслу.