Александр Щербаков __ ПЕСНЯ — ДУША НАРОДА!
Московский литератор
 № 9, май, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Щербаков
ПЕСНЯ — ДУША НАРОДА!


     Когда я спросил заслуженного работника культуры России Владимира Ковальчука, много лет отдавшего развитию Государственного центра народного творчества в Красноярском крае, насколько ныне актуальны проблемы сохранения образцов фольклора, традиционного народного искусства, он ответил однозначно:
     — Они сверхактуальны. — И добавил: — Не только для нас. ЮНЕСКО сформулировало эту задачу для народов всего мира: сохранение нематериального духовного наследия…
     И, думается, не случайно. Ибо речь о непреходящих ценностях — об основах национальных культур, которые, вместе с языком, определяют своеобразие каждого народа. Многие культурологи, социологи сегодня озабочены тем, что теряется преемственность традиционных форм российской, особенно русской культуры и её стержня — культуры художественной. Недостаёт усилий власти и общества, чтобы обеспечить эту преемственность. К сожалению, и некоторая часть творческой интеллигенции относится к ней по снобистски, считая «устаревшей».
     В былые времена, когда в аграрной России естественно существовал сельский фольклор, народная песня, танец, проблема не стояла столь остро.
     Поэты, композиторы черпали вдохновение из этих истоков. Великий Глинка говорил даже, что музыку создаёт народ, а мы её только аранжируем. И это не было преувеличением. Что-то подобное могли сказать и Бородин, и Чайковский, и Мусоргский…
     В советские годы народное искусство поощрялось властями и на местах, и в центре. Достаточно вспомнить создание первого сценического народного хора имени Пятницкого. По рассказам ветеранов, без него не проводилось ни единого значимого концерта. В случае срочного выступления, если хористы были в отпусках, их по личному распоряжению Сталина собирали самолетом по стране и свозили на сцену. Вслед за хором Пятницкого появилась ещё дюжина государственных народных хоров — Волжский, Кубанский, Северный, Уральский, Сибирский… Они гастролировали, постоянно звучали по радио. Мы просто купались в народной музыке, песне, которые окружали нас. Их пропаганда была государственным делом. Все знали имена Левашова, Захарова, Христиансена — «отцов» школы народного искусства.
     И вот наступили времена постсоветские. Мощнейшим средством влияния на души стало телевидение. Многоканальное, круглосуточное. Но что там в основном пропагандируется? Рок, рэп, шейк, брейк… И дети впитывают это. И молодое поколение уже к народной музыке относится с пренебрежением. Конечно, живо ещё классическое наследие. Но и оно не доходит до масс.
     Недаром мастера культуры бьют тревогу. Ещё покойный Георгий Свиридов сказал псевдоноваторам от искусства: «Возврат к национальным корням — вот истинная новизна для нашего времени». Но к нему мало кто прислушался. Не хватает и литературы, ярких публикаций на сей счёт. Государственный российский центр фольклора выпускает свой журнал, но этого явно недостаточно. Фольклористы ждут от властей большей заботы о возвращении традиционной художественной культуры. Ведь не секрет, что без опоры на неё, без осознания глубин национального духа невозможно воспитание у молодёжи любви к Отечеству. Не на субкультуре же воспитывать эту любовь, без которой не стоит ни одно государство. Это было ясным ещё для Платона, сказавшего: «Никто не должен петь, играть и танцевать несообразно с народными обычаями. Это очень опасно для устоев государства». Древние понимали, а мы…
     Впрочем, в стране, особенно в глубинке, не перевились ещё энтузиасты наподобие Владимира Ковальчука, ветерана «культурного фронта», который передав руководство Центом народного творчества в руки молодых, сосредоточился на методической, организационной работе. Много хорошего здесь идёт от инициативы снизу, главное — вовремя её поддержать. Не без участия Центра минувшим летом провели уже 8-й Международный фестиваль этнических культур. Он проходит в Шушенском, собирает гостей из края, соседних регионов, из-за рубежа. Тысячи людей. И на протяжении трёх дней идёт представление. Действо. Притом особо ценится истинно народное искусство, самое корневое, вроде тувинского горлового пения, шотландской волынки или нашего русского многоголосья. И когда смотришь, слушаешь народных мастеров, невольно приходит мысль: почему бы нам не превратить это в национальный конкурс «Российсковидения»? Пусть на Евровидении будут свои кумиры, а здесь свои, и всем станет ясно, что народная культура жива.
     Впрочем, и тот фестиваль, что проходит в регионе при поддержке центральной, краевой и муниципальной власти, пусть живёт и здравствует. У местных попечителей культуры зреет ещё мысль возродить краевой фестиваль фольклора, что проводился ранее. А пока коньком остаётся детский Фестиваль традиционной народной художественной культуры «Из века в век». Он необычайно популярен у детей и взрослых. Центр народного творчества совместно с краевым Минобразования проводят его ежегодно.
     В работе с молодёжью дела поскромнее. Но открыто отделение народного хора в Красноярской академии музыки и театра, руководимое профессором Н. Шульпековым, действуют созданные им же молодёжный и детский фольклорные ансамбли в училище искусств, есть и другие.
     Встаёт вопрос, где брать репертуар для подобных коллективов. В стране с этим туговато, поэтому Центр пытается сам заниматься издательской работой. Среди новинок — «Золотые россыпи народной песни России», 2 тома большого формата. Автор и менеджер проекта В. Ковальчук. Но труд коллективный. Стремясь собрать лучшее из разных уголков страны, красноярцы обратились к фольклористам Московской, Санкт-Петербургской, Ростовской, Новосибирской консерваторий и других вузов. Они откликнулись, охотно выслали свои материалы, ибо у них проблем с изданием не меньше. Получилось 80 авторов, среди них известные искусствоведы — профессора В. Щуров, И. Гилярова (Москва), Т. Рудиченко (Ростов), Е. Аркин (Омск), много практиков. В 1-м томе представлено более 1000 народных песен из 55 регионов России. Кстати, такой общероссийский сборник вышел впервые.
     С помощью энтузиастов и меценатов в крае также изданы антологии красноярской песни, фольклора приенисейского края, сборники песен о родине «Я люблю тебя, Россия», «Песни о российской деревне ХХ-го века». Издаются книжечки, представляющие традиционную культуру конкретных районов края, Канского, Минусинского, Каратузского. Специалисты спешат увековечить то, что деревня несла с собой веками, питая народный дух. Не зря говорят, что песня — душа народа. Так живи, народная душа!
     Думается, с принятием программы патриотического воспитания, в стране появится и чаемая фольклористами общая концепция развития народной культуры и необходимая её государственная поддержка. И в органах власти, и в обществе растёт понимание, что традиционная национальная культура — мощное идеологическое оружие, а сохранение нации — насущная проблема, которую невозможно решить без возвращения к народным корням, к духовным истокам.