Марина Замотина __ «ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ» В ЦДЛ
Московский литератор
 № 9, май, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Марина Замотина
«ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ» В ЦДЛ


     25 апреля в ЦДЛ состоялось очередное заседание Круглого стола «Философские диалоги». Обсуждалась тема «О прекрасном». Вначале, как всегда, сообщение по теме сделал постоянный ведущий д.фил.н., проф. Дружинин В.Ф. В качестве основного был коротко освещен вопрос о некоторых основных категориях эстетики (прекрасное — безобразное, возвышенное — ужасное — низменное, эстетическое), об основных их критериях. На основе историко-философского анализа была рассмотрена диалектика взаимосвязи и взаимопереходов этих категорий в восприятиях рецепиентов и, особенно, творцов художественных произведений. С философско-психологической точки зрения были проанализированы понятия «вдохновение, гениальность, талант». При этом использовались ссылки на философско-эстетические работы философов различных времен: Платона, Аристотеля, Плотина, Ф. Аквинского,
Ф. Шиллера, Канта, Шеллинга, Гегеля, М. Хайдеггера, М. Бубера, Г. Зедльмайра. После ответа на вопросы коротко выступали участники: д.фил.н., проф. Холодный В. И., д.соц.н. Сосунова И.А., д.фил.н., проф. Воскобойников А.Э., д. физ.-мат.н. Горячев, члены СП России Лариса Кравчук, Вячеслав Васин, Элеонора Панкратова. Развернулась довольно оживленная дискуссия. Ведущий подвел далее некоторые итоги обсуждения, заострив, ссылаясь на творчество Ж.П. Сартра, А. Камю, А. Бергсона,
А. Мальро, Н.А. Бердяева, Л. Арагона, Г. Гадамера, вопрос об особенностях восприятия художественных произведений современного искусства. Был сделан вывод, что для адекватного восприятия любых произведений искусства «необходим долгий и трудный путь воспитания души, чем и занимаются философы вместе с самими творцами художественных шедевров» (Гадамер). В качестве образца такого воспитателя и воспитания был упомянут китайский мудрец Конфуций, чрезвычайно ценивший культурное начало в человеке во всех его проявлениях, что и ведет, по его мнению, к становлению «возвышенного мужа», «благородного мужа», чему он сам и был ярким примером.