__ МАКСИМ ГОРЬКИЙ. НЕ ИЗБРАННЫЙ В АКАДЕМИКИ...
Московский литератор
 № 7, апрель, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 

     
МАКСИМ ГОРЬКИЙ. НЕ ИЗБРАННЫЙ В АКАДЕМИКИ...
"Круглый стол" на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. А.М.Горького, посвящённый 145-летию со дня рождения великого русского писателя Алексея Максимовича Горького
 


     Минералова Ирина Георгиевна, доктор филологических наук, профессор МПГУ:  
     Дорогие коллеги! Знаменательно, что разговор о Максиме Горьком (в марте исполняется 145 лет со дня рождения писателя) проходит на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. А.М. Горького,  то есть института имени его самого. А разговор мы озаглавили так, чтобы   в обсуждении серьезных  социально-нравственных содержательных проблем его творчества,  в осмыслении его стиля, филологическом думаньи о том живом и жизнестроительном, что сделано им — человеком, писателем и организатором литературно-писательского дела для отечественной и мировой литературы и культуры,  мы острее почувствовали нашу собственную "эпоху" и самих себя в ней.

     Васильев  Сергей  Анатольевич, доктор филологических наук,  профессор МГПУ,
     Литературный институт им. А.М. Горького:

     Конечно, Ирина Георгиевна, мы понимаем, что Максим Горький — крупнейшая фигура не только русской, но и, несомненно, мировой литературы и культуры. Получивший общероссийскую известность уже в конце 1890-х годов с выходом ставших знаменитыми "очерков и рассказов", Горький, живший за границей в конце 1900 — начале 1910-х, а затем почти все 1920-е и начало 1930-х годов, стал признанным мировым классиком.

     Карпушкина Людмила Александровна, кандидат филологических наук, доцент,
     Литературный институт им. А.М. Горького:

     Однако вспомните девяностые годы, как от  разного рода деятелей классику доставалось! Это сегодня Горький не нуждается в защите. Хотя избрали в академики его уже давно, в 1902 году. Правда, тут же отобрали почетное звание по политическим мотивам. Но Чехов и Короленко своим демаршем "выбрали" его повторно, выйдя из Академии в знак протеста. Такими поступками и определяется "историческая правда": и тогда, и в сегодняшней хронике новостей...

     Завгородняя Галина Юрьевна, доктор филологических наук, доцент,
     Литературный институт им. А.М. Горького:

     Наверное, сегодня мы сами готовы искать защиты, помощи и поддержки  у классика, потому что вопросы,  которые он ставил, язвы, которые вскрывал, на перевале ХХI века еще очевидней и  глубже.
     Ведь можно сказать, что Горький в так называемом "массовом сознании" читателей ХХ века  существовал прежде всего как писатель самым непосредственным образом связанный с революционной идеологией — роман "Мать", "Песня о Буревестнике" были едва ли не самыми читаемыми и изучаемыми его  вещами, причем толковались они весьма однопланово.
     Давным-давно ни для кого не секрет, что творческое наследие Горького — это огромный мир, в котором есть место очень разным вещам. Горькому оказались подвластны очень многие жанры — от очерков, сказок, рассказов, пьес, "песен" (произведений прозаических, но с ярко выраженной поэтической доминантой, что было в стиле эпохи начала ХХ века) до повестей, романов и даже романа-эпопеи ("Жизнь Клима Самгина").

     Саленко Ольга Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент,
     Литературный институт им. А.М. Горького:

     Горький выразил основную, на мой взгляд, проблему своего времени  — конца ХIХ века — разрушение рода, семьи и уклада. Крик души Фомы Гордеева: "Не жизнь вы сделали — тюрьму!" Основную ценность получает личность отдельного человека. На него Горький переносит все свои надежды.  Посмотрите, насколько его "Детство" оказывается противопоставлено "Детским годам Багрова-внука Сергея Аксакова.

     Молчанова Светлана Владимировна, кандидат искусствоведения,
     Литературный институт им. А.М. Горького:

     Как раз в  пьесах Горького это так явно! Вспомните, какую роль играет Художественный общедоступный театр (не интернет, не социальные сети) в самом начале ХХ века, так что, правильно Вы говорите о Горьком, понимавшем роль искусства вообще, не только литературы, как жизнестроительную, созидательную.  Он начинает писать пьесы, одновременно объясняясь с окружающими: "Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный  и всё самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для него преступление". Пьесы Горького на сцене Художественного театра — ещё одно открытие для московской и российской публики: премьеры прошли в 1902 году — "Мещане" и "На дне". Последняя была закончена  в июне 1902 в Арзамасе, где Горький находился в ссылке.

     Дмитриевская Лидия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент МИОО,
     Литературный институт им. А.М. Горького:

     Интеллигенция, молодежь, уже знавшие его, открывают благодаря Художественному театру вновь. Сколько споров, сколько новых задач перед строителями жизни и художниками поставил он этими пьесами, что и сегодня они современнее, чем те, что написаны нынешней театральной молодежью!

     Карпушкина Л.А.: А в свое время пьеса "На дне", вспомните, вызвала недоумение Льва Толстого, который, по воспоминаниям самого Горького, спросил его: "Зачем Вы пишете это?"
     "Русские ведомости" охарактеризовали пьесу как "ненужные ужасы и дергающее нервы кровопролитие". Интересно, что конфликт человековерующего Сатина и утешающелюбивого Луки  трактовался самим Горьким однозначно не в пользу последнего. Горький говорил, что Лука получился добрячком только благодаря силе таланта И.М. Москвина, а на самом деле, Лука — "вредный тип" и "жулик".

     Секриеру Анжела Эмильевна, кандидат филологических наук, доцент МПГУ:
     Да, правда, в художественных и публицистических произведениях Горький, как и должно большому писателю, выходит на уровень обобщений, типизации своих героев, недаром он дает им непременно "говорящие" имена и фамилии, недаром в его творчестве появляются "сквозные" персонажи… Писатель "подталкивает" свою мысль, а следом и читателя, к выявлению общего и подобного, символического и психологически обусловленного в героях рассказов, повестей, романов, пьес и статей. Так, с легкой руки Горького, в сознании человека ХХ века появляются оценочно маркированные понятия "мещане", "дачники", человек, который "звучит гордо".

     Минералова И.Г. : Хорошо, что Вы "полемическое" в самом Горьком вспомнили. Скажу только, что его комментарий к пьесе писался в 1930-е гг., так что несет на себе отпечаток уже другого времени. А с оглядкой на Толстого, правда ведь, все тогда писали? Мнение его было важно, независимо от того, хвалил или ругал: Сам отозвался!!! Толстому, помните, и Шекспир не угодил! Это раз. А два — простите за общее место: принадлежащее перу великого художника будет значительнее его изначального замысла. Художественное произведение — живой и самоорганизующийся "субъект". Даже если вы станете вспоминать, каким афористическим речением запоминаются эти пьесы в студенческие годы, то я скажу, что из "Мещан" мне запомнилась фраза отца — Бессеменова об учительнице дочери: "Если приданое побольше дадут, то и ученую кто-нибудь возьмет". Время было совсем другое, казусность высказывания бодрила…  А в пьесе "На дне" — "Человек за все платит сам!". Спустя десятилетия только поняла: рядом с тобой сколько расплачивается тех, о ком ты даже не подозреваешь! Конечно, потом мощный спор Вл. Соловьева и Ф. Ницше, переложенный в драматическую форму, столько дал для понимания лаборатории писателя!..

     Астащенко Елена Васильевна, кандидат филологических наук, доцент РУДН, докторант,
     Литературный институт им. М. Горького:

     Горький, конечно, натура не просто широкая, мне кажется, необъятно широкая, но все равно разные грани его натуры не отменяют определяющего в нем: романтизма и мечты об идеале.

     Молчанова С.В.: Вот это правда, Елена Васильевна! Мечта о новом человеке, о том, что  труд станет в радость! А главное, чтоб интеллигенция, склонная к разговорам обо всем об этом сама "проснулась" для деятельности! Интересно сопоставить "Дачников" Горького с другими современными ему  пьесами об интеллигенции, особенно чеховскими. Заметим, что в первые годы ХХ века у А.П. Чехова возникает замысел "Вишнёвого сада", но пишет он его только в последние месяцы своей жизни. Дата создания — 1904 год.  Последнюю правку и окончательную отделку "Дачников" Горький осуществил в октябре-ноябре 1904 года, когда в издательстве "Знание" к печати готовился сборник памяти А.П.Чехова. Можно сказать, что правка и отделка горьковской пьесы шла "под знаком Чехова".
     Можно сказать, что "Дачники" — это продолжение "Вишневого сада", если вспомнить, что  территория вырубленного сада будет разделена на участки, участки распроданы, и  там, очевидно, будет проводить лето новая интеллигенция, такие господа, как Басов, Суслов, Дудаков и пр. Жизнь дачная — праздная. Не  случайно, Горький дает характерный образ "театр на сцене". Влас называет основных действующих лиц "ряжеными".

     Минералова И.Г.: Интеллигенция, вцепившаяся в наследие Горького с рвением, достойным лучшего применения в 1990-е, перечитала бы Горького сегодня и устыдилась и плодов своего "труда", и своего нынешнего прозябания. Ей казалось, замажем "нужной" краской Горького, так трудившегося на ниве взращивания нового человека, тут-то мы и в кущах признания… А Горький и сегодня нам с напоминалкой: "Талант — вот что нужно герою. А талант — это вера в себя, в свои силы…" А не паразитирование на плодах трудов предшественников… Дачники!

     Молчанова С.В.: Понятно, понятно. Кому ж приятно увидеть себя, как в зеркале, в горьковских "Дачниках"!  Помните, Пустобайка — дачный сторож 50 лет — на вопрос просто сторожа Кропилкина "Вот никогда я не видел, как господа представляют… чай, смешно?" — отвечает, и ответ его дан через прием остранения: "Очень просто: нарядятся не в свою одёжу и говорят… разные слова, кому какое приятно… Кричат, суетятся, будто что-то делают…будто сердятся… Ну, обманывают друг дружку. Один представляется — я, дескать, честный, другой — а я умный… или там — я-де несчастный… Кому что кажется подходящим… он то и представляет…" Узнаете нынешние "шоу"?

     Васильев С.А.: Это точно, Светлана Владимировна! Но Горький — один из тех писателей, которые пробуждают в человеке — Человеческое. Его "Песня о Соколе", "Песня о буревестнике", "Старуха Изергиль" содержат яркие образы героической личности, данной иногда аллегорически, личности, готовой на подвиг и самопожертвование, часто презираемой толпой, готовой растоптать их сердце (в переносном и прямом смыслах, как это произошло с сердцем Данко).

     Минералова И.Г.: "Лишь один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой, и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…" (М. Горький) Опять сегодняшние "осторожные люди" перед глазами, какой живой области не коснись: образование, наука, сельское хозяйство, промышленное производство, культура…

     Карпушкина Л.А.: Он и читателю, и зрителю, у которого совесть не атрофирована, многое важное "не академически" напоминает. Одна из метатем творчества Горького и его философских размышлений сформулирована им еще в "элегии" "За бортом", где лирический герой мучим дилеммой: пытаться быть с людьми — или оставаться за бортом жизни, в одиночестве: "Иметь в себе что-либо прочное — вот гарантия от нищеты духа, и нет ничего прочнее страдания". Вывод, конечно, не политический, а художественный, и одновременно человеческий.

     Завгородняя Г.Ю.: Вы напомнили, Людмила Александровна, о целой генерации героев Горького, которого часто упрекают в атеистичности, героев, которые своим обликом учат жить. Не посторонней, как видим, (и писано об этом ооочень много)  для Горького была  тема христианская. Например, отчетливо она звучит в "Исповеди".  Вот всего лишь небольшая цитата — слова дьячка  Лариона, "человека одинокого и чудесного", о Христе: "Я, бывало, плакал всегда, видя горькую судьбу Сына Божия. Весь Он — от спора в храме с учёными до Голгофы — стоял предо мною, как дитя чистое и прекрасное в неизречённой любви своей к народу, с доброй улыбкой всем, с ласковым словом утешения, — везде дитя, ослепительное красотою своею!"

     Секриеру А.Э.: Есть среди горьковских героев и особо им любимые типы: старички, апологеты народной мудрости. Имена для старичков Горький выбирает веские, значительные: Лука — имя евангелиста, но и значение "лукавый" в нем прочитывается; Иона/Иегудиил ("Исповедь" — "самый обыкновенный странник", "людям  весёлый скоморох, а себе самому — милый друг") — имя ветхозаветного пророка/архангела, но и один из ранних псевдонимов Горького; дедушка Еремей ("Трое") — Иеремия, ветхозаветный пророк. Все названные герои сводимы к обобщенному типу "народного" мудреца, обладающего равно силой и слабостью, насмешливого и проницательного, по-своему щедрого и обделенного.

     Минералова И.Г.: И здесь Горький и наблюдательный художник, и знаток человеческого сердца без всякой предвзятости, и философ, и лирик! В нем стиль эпохи во всей сложности и многогранности и многосоставности. Человек — академия.

     Дмитриевская Л.Н.: Если вспомнить слова Л.Н. Толстого о М. Горьком — "Очень ум запутанный, а сердце умное", — то становится ясно, что убеждают своей проникновенностью и глубиной, например, те портреты, которые написаны сердцем. В "Воспоминаниях" изумителен как раз портрет Л.Н. Толстого. Он дан только через описание рук великого мастера: "У него удивительные руки — некрасивые, узловатые от вен и всё-таки исполненные особой выразительности и творческой силы. Вероятно, такие руки были у Леонардо да Винчи. Такими руками можно делать всё. Иногда, разговаривая, он шевелит пальцами, постепенно сжимает их в кулак, потом вдруг раскроет его и одновременно произнесёт хорошее, полновесное слово. Он похож на бога, не на Саваофа или олимпийца, а на этакого русского бога.." Суть сильного человека, творца выражена в одном движении рук. М. Горький лишь через деталь показал движение мысли гения, ничего не выдумывая, основываясь на своей наблюдательности и творческой интуиции.

     Карпушкина Л.А.: А сколько у него не только выразительных портретов женщин (о жене Толстого — С.А. Толстой, к примеру, потрясающая статья есть), но и психологически безупречных определений! Горький же с академиком Д.Н. Овсянико-Куликовским переписывался, советовался. Любопытно, как Горький формулирует свое понимание психофизиологии женщины: "Существо, непрерывно пополняющее убыль, наносимую жизни смертью и разрушением, она должна и более глубоко и более остро, чем я, мужчина, чувствовать ненависть и отвращение ко всему, что усиливает работу смерти и разрушения".  Потому-то в "Несвоевременных мыслях" Горький уповает на то, что именно женщины, в первую очередь, смогут разорвать порочный круг ненависти и насилия, который влечет общество к гибели.

     Саленко О.Ю.: Особенный у него и образ матери. На месте автобиографического образа матери — любящей, но не способной защитить и поддержать Алексея, Горький создает по-своему идеальный образ Ниловны ("Мать"). Образ матери, которая в своей любви смогла перешагнуть через тот самый уклад и свое раз и навсегда определенное в нем место забитой бабы, поддерживает порыв сына к другой, новой жизни.

     Васильев С.А.: Да, если попытаться разворачивать эту тему, варьируемую им в романах, рассказах, публицистике, то работы на целый сектор Института мировой литературы  им. А.М. Горького РАН, который сейчас возобновил издание его полного собрания сочинений. Да, к слову, романтические "Сказки об Италии", создававшиеся примерно в одно время с ультрареалистическими очерками "По Руси", отнюдь не чуждыми символики и поэзии (чего стоит только первый рассказ — "Рождение человека"!), в некоторых случаях воплощают высочайшего звучания патриотическую тему, где даже теснейшие семейные узы иногда оказываются слабее любви к Отечеству.

     Астащенко Е.В.: Мне кажется, коллеги, что вслед за А.П. Чеховым он напоминает нам о поэтичности труда, о том, что именно труд и преобразует, и преображает и мир, и человеческую натуру. Он сам — такой труженик во всем!

     Молчанова С.В.: Горького оскорбляет всякая праздность интеллигенции. Опять хочется дать слово Пустобайке  из "Дачников": "Ишь как нахламили везде… Только хлам да сорье и остается после вас… Только землю портите!...". С созидательными трудами у "дачников" очень неблагополучно, впрочем, видимо, как и сегодня.

     Минералова И.Г.: В только что вышедшем нашем с Юрием Ивановичем школьном учебнике литературы для 8 класса мы напоминаем, как Анатолий Васильевич Луначарский писал: "Не напрасно Алексей Максимович Пешков назвал себя Максимом Горьким. По его собственной оценке, аккорд, который он взял, тема, которую он избрал, была темой горько-минорной, не лишенной раздирающего диссонанса. Быть может, он был немножко удивлен, когда толпа закричала: "Какой ты горький?.. Ты — светлый, ты радостный, ты солнечный, ты дерзновенный!" — и понесла его на своих плечах".
     А сегодня эпоха другая: исследовательский академический институт носит имя Горького, и Литературный писательский институт, и библиотеки, и театры… Горький самим именем своим напоминает интеллигенции  о необходимости трудиться, не рядиться, не лицедействовать, не суесловить, — соответствовать… Спасибо, Алексей Максимович, за НАУКУ!