Александр Алиев__ ВДОЛЬ ПО ПОВАРСКОЙ
Московский литератор
 № 3, февраль, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ВДОЛЬ ПО ПОВАРСКОЙ


     В этот старый московский район я попал впервые ещё дошкольником. Родители привели меня на выставку "Дары природы", которая работала в здании бывшей церкви Симеона Столпника. Затем показали стоявший невдалеке скромный одноэтажный дом с мезонином: на фасаде висела мемориальная доска из красного гранита с надписью о том, что здесь жил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Тогда, конечно, я не знал ни названия храма, ни названий ближайших улиц, всё моё внимание было отдано любопытной выставке различных поделок из природных материалов — дерева, камня и т.д. Через пару лет случилось так, что церковь с окружающим пейзажем на несколько секунд запечатлелась в кадрах популярного фильма Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". А потом я вырос, и пришло серьёзное увлечение историей и искусством…
     
     Когда-то, в общем, не так уж и давно улица Поварская начиналась прямо от Арбатской площади. В XVI-XVII веках была данная улица центром крупной дворцовой Поварской слободы, где, как видно из названия, обитали повара и другой обслуживающий персонал царской кухни. До сих пор сохранились характерные названия окрестных переулков: Столовый, Скатертный, Ножовый, Хлебный, Чашников. Сама слобода возникла по линии древней Волоцкой дороги, ведшей из Москвы в Великий Новгород. (Кстати, даже после того, как эта дорога сместилась на соседнюю Большую Никитскую улицу, а потом и на Тверскую, цари и вельможи продолжали ездить из Кремля в Новгород через Поварскую.)
     К 1625 году относится первое упоминание о деревянной церкви во имя Преподобного Симеона Столпника "что за Арбатскими вороты". По преданию, храм был освящён ко дню венчания на царство Бориса Годунова, которое совпало с днём памяти этого святого. Нынешнее каменное здание возведено по указу царя Фёдора Алексеевича в 1676-1679 годах и имеет традиционные для тогдашних посадских церквей узорочные формы. К основному пятиглавому объёму с трапезной прибавлены два симметричных придела — каждый с отдельной апсидой и главкой. На шатровой колокольне были подвешены колокола работы Ф. Д. Моторина, основателя знаменитой династии литейщиков.
     Во время занятия Москвы французами храм подвергся разорению и сильно пострадал от пожара, однако усилиями прихожан и причта его достаточно быстро восстановили.
     
     Нужно сказать, что собственно Поварская слобода была ликвидирована ещё в царствование Петра I, и улица с окружающими переулками стала превращаться в один из самых аристократических районов, сохраняя, тем не менее "кухонное" название. На Поварской стояли дворы царевны Наталии Алексеевны (сестры Петра I), князей Барятинских, Волконских, Гагариных, Голицыных, Долгоруковых, Шаховских, графов Шереметевых, Блудовых и многих других. Позднее, уже в конце XIX-начале XX века, здесь стали также селиться представители крупной буржуазии: Морозовы, Миндовские, Охотниковы, Рябушинские, Фирсановы. Улица оказалась тесно связанной с жизнью и творчеством ряда представителей русской культуры. Достаточно упомянуть писателей Г.Р. Державина, Д.В. Давыдова, И.И. Лажечникова, Н.П. Огарёва, П.И. Мельникова-Печерского, И.А. Бунина, Б.А. Ахмадулину, художника И. С. Глазунова, композиторов И.И. Ипполитова-Иванова и Н.Я. Мясковского, актёров П.С. Мочалова, В.Ф. Комиссаржевскую, А.А. Яблочкину, А.Л. Кайдановского.
     Жили здесь также одно время родители Александра Сергеевича Пушкина, да и сам великий поэт не раз бывал на Поварской, а именно, в доме под современным номером 27. Этот типичный образец послепожарной московской застройки принадлежал Шереметевым. В 1826 году в нём жил лицейский товарищ поэта камер-юнкер А.П. Бакунин. С 1828-го половину особняка снимал полковник С.Д. Киселёв; в декабре месяце Пушкин в присутствии его и ещё троих близких друзей впервые читал свою поэму "Полтава". Позднее жил тут другой пушкинский знакомец — князь И.А. Лобанов-Ростовский.
     По соседству стоит необычайно красивый ампирный особняк, воздвигнутый по проекту архитектора Д. Жилярди, — бывшее владение директора Императорских театров, коннозаводчика князя С.С. Гагарина, а ныне всем известный Институт мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ РАН). Так вот: в 1875 году в здешней ведомственной квартире поселился заведующий Московским отделением конезаводства, генерал-майор Л.Н. Гартунг с супругой Марией Александровной, старшей дочерью Пушкина.
     Участки № 24 и 26 занимают теперь громадные дома в стиле модерн и неоклассицизм, а прежде стояли изящные деревянные особнячки В.М. Лаухиной и Е.Я. Костомаровой. Их поочерёдно снимала Елизавета Алексеевна Арсеньева, привёзшая своего обожаемого внука Мишу Лермонтова для определения в Московский Благородный Университетский Пансион. Тут Лермонтов впервые "начал марать стихи", издавал рукописный журнал "Утренняя Заря". Но, в конечном итоге, жилища эти Арсеньеву не устроили, и она перебралась в дом купчихи Ф.И. Черновой, на соседней Малой Молчановке.
     Многие из вышеназванных личностей являлись в разное время прихожанами церкви Симеона Столпника. Самые известные, разумеется, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. Последний с 1848 по 1852 год жил совсем неподалёку — в доме графа А.П. Толстого на Никитском бульваре — и "очень любил и всегда посещал" сию церковь. Кроме того, храм стал очень популярным среди московской интиллигенции как место венчания. Ещё в ноябре 1800 года здесь тайно сочетались браком граф Николай Петрович Шереметев и бывшая крепостная актриса Останкинского музыкального театра Прасковья (Параша) Ковалёва-Жемчугова. Впоследствии венчался писатель С. Т. Аксаков с О.С. Заплатиной, дочерью суворовского генерала С.А. Заплатина; К.П. Победоносцев с Е.А. Энгельгардт; Е. С. Нюренберг (будущая жена М. А. Булгакова) со своим первым мужем.
     Когда не стало Николая Васильевича Гоголя, запись о его кончине была сделана в тамошней метрической книге, и именно священник этой церкви отец Алексей, за несколько дней перед тем причащавший умирающего писателя и слышавший его последние слова, совершал обряд отпевания, хотя само отпевание проходило, как известно, в ином храме — Святой мученицы Татианы при Московском университете.
     
     Один из дореволюционных путеводителей по Москве отмечал: "Нет улицы, которая была бы так пряма и ровна, как сия. На ней нет величественных зданий, но она очень красива". Поварская стала одной из первых в городе озеленённых улиц. Интересно, что при интенсивном развитии на рубеже XIX-XX веков общественного транспорта здесь не были пущены ни конка, ни трамвай; у состоятельных обитателей Поварской имелись собственные выезды.
     Мы уже упоминали, что прежде Поварская начиналась непосредственно от Арбатской площади, и, например, правую сторону улицы открывал знаменитый ресторан "Прага", поместившийся в доходном доме В.И. Фирсановой, последней владелицы, к слову, и подмосковного имения Середниково, где проводил когда-то летние каникулы юный Лермонтов. Здание ресторана в сильно переделанном виде сохранилось, но не имеет теперь номера по Поварской, ибо значительная часть уличной застройки была уничтожена в 1960-е годы при прокладке проспекта Калинина (Нового Арбата). К тому моменту церковь Симеона Столпника, давно уже закрытая, пребывала в состоянии почти полного разрушения, и её даже собирались снести, чтобы она не диссонировала с новомодной застройкой. Но потом благодаря усилиям общественности здание всё-таки восстановили — и очень тщательно, вплоть до установки новеньких крестов на маковках. Правда, вскоре эти кресты по распоряжению городских властей срезали автогеном. Тем не менее, вокруг церкви сняли культурный слой до уровня XVII века, сломали стоявшие ещё деревянные домишки, и ценнейший памятник зодчества оказался на замощенном и частично озеленённом островке, что, в общем то, дало выгодный ракурс кругового обзора.
     В 1968-м храм отдали под Выставочный зал Всесоюзного общества охраны природы, и с той поры здесь регулярно устраивались различные тематические выставки, чаще всего живых экспонатов: аквариумных рыбок, морских свинок, хомячков, попугайчиков, канареек и т.д. Потом — уже в годы перестройки — стали демонстрировать произведения современной живописи и декоративно-прикладного искусства.
     В советские времена данный столичный вид очень любили фотографы: цветные и чёрно-белые снимки церквушки на фоне железобетонных небоскрёбов Калининского проспекта часто появлялись в фотоальбомах и путеводителях, сопровождаемые подписями типа "Москва. Прошлое и настоящее" или "Встреча веков". Иногда встречались расширенные подписи о том, как, мол, бережно относится наш народ к историческому наследию.
     Не обошли своим вниманием этот уголок города и отечественные кинематографисты. Допустим, в 1967 году он мелькнул в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" (восстанавливаемая церковь ещё в лесах); в 1970 году здесь был снят один из эпизодов ленты "Белорусский вокзал" режиссёра А. С. Смирнова; в 1973-м уже упомянутый эпизод из обожаемой всеми гайдаевской комедии "Иван Васильевич меняет профессию" — когда автомобили милиции и скорой помощи мчатся на вызов. Тут вот (как, кстати, и в кадрах "Белорусского вокзала") очень хорошо виден большой щит "Выставка" у входа. Ещё раз комбинированное изображение храма было наложено на фрагмент фильма с конницей Иоанна Грозного. Наконец, не менее культовый фильм — "Мимино" Георгия Данелии. Где-то возле церкви главный герой Валико Мизандари в исполнении Вахтанга Кикабидзе покупает цветы и дальше прогуливается по тогдашнему проспекту Калинина в ожидании свидания с Ларисой Ивановной. Позднее он снова попадает на Поварскую. По сюжету, здесь, в доме № 11, располагалось некое военное ведомство, куда Волохов приводит Мизандари устраиваться в большую авиацию. На самом деле там было и есть издательство "Советский писатель".
     
     Между тем, наступили новые времена. Церковь Симеона Столпника возвратили верующим. Группа молодых художников заново расписала интерьеры, при этом неожиданно нашлась старинная храмовая икона преподобного Симеона, сохранявшаяся у кого-то из прихожан. Купола, перекрашенные из голубого цвета в зелёный, вновь украсили ажурные кресты. Осенью 1992 года в церкви возобновились богослужения. Поясним: хотя храм и именуется в широком обиходе храмом Симеона Столпника, главный его престол — Введенский, а в честь Симеона освящён один из приделов. Любопытно, что в подклете уцелели белокаменные надгробия XVII и XVIII столетий.
     …В общем и целом, Поварская улица мало изменилась. Я довольно часто приезжаю сюда по делам, если есть время — заглядываю в храм и сразу вспоминаю и бывший выставочный зал, и кадры из знаменитых кинокартин. А иногда заворачиваю на Малую Молчановку. Вот особняк (№ 2), где прожил два с лишним года М.Ю. Лермонтов, как раз изменился! И притом в самую лучшую сторону. Тридцать с лишним лет назад его капитально отремонтировали на основании старинных документов и рисунков, и здесь открылся единственный в Москве мемориальный Дом-музей гениального поэта.