Вл. Гусев
ЛЮБОВЬ ТА И ЭТА
|
Передо мной три книги, три романа.
Это "Грешная женщина" А.Афанасьева, вышедшая ещё в 80-х, "Мания" А.Потёмкина и "Духless" С.Минаева, вышедшие в начале 2000-х.
Книги, разные по уровню исполнения, по индивидуальным характеристикам авторов и по всему прочему, что всегда отличает одного автора от другого.
Тем не менее порою есть настоятельное ощущение, что всё это писал один и тот же автор. В чём дело?
Дело в теме, проблематике и — в настроении авторов. Настроение ужаса, цинизма, иронии — иногда чуть порознь, а иногда всего этого, вместе взятого и переплетённого между собой.
Речь идёт о судьбах нашей так называемой "элитарной" молодёжи последних трёх-четырёх поколений.
Возможно, авторы порой сгущают краски, а возможно, и не сгущают.
Все они сознают, что то, что они описывают, нельзя не только назвать нормальной жизнью, нельзя назвать вообще жизнью, жизнью как таковой.
Герои (у Потёмкина героиня) люди исконно умные и одарённые, умеют и говорить и писать и всё прочее; но люди, падшие ниже всех возможных уровней. Беспрерывные пьянки, наркотики, половые связи, которые нельзя назвать даже случайными: они обыдённые, ежедневно повторяемые, разумеется, с разными "партнёрами" и в разных "вариациях".
Эти герои или ничем уже не заняты, кроме жизни в помойке, или внешне заняты "работой", вызывающей у них самих презрение и отвращение, как у того чеховского кота ("Каштанка"), который выполнил в цирке своё упражнение с видом отвращения к собственному искусству. У С.Минаева это какой-то довольно важный молодой функционер в торговой фирме. У А.Потёмкина — это женщина, по профессии "путана", выражаясь "современным" языком, заменяющим некрасивые и противные слова на "красивые" (убийца — "киллер" и т.д.) Все они презирают и ненавидят вообще всех и вся, в том числе самих себя. И не могут выкарабкаться из грязи, уже поставили крест на этом.
Объясняют ли они своё состояние? Да, объясняют. Склонны, как водится, всё (или почти всё) валить на объективные обстоятельства. Несусветная социальная путаница в 80-х, развал именно всего и вся в 90-х и т.п. Психика не выдержала, выхода нет. "Выход" — лишь та безвылазная пьянь, наркомания, даже не минутные, а секундные "друзья", "подруги"… Презрение, презрение, презрение ко всем без исключения людям, партиям, группам и т.д., опять-таки и к себе и к жизни в целом.
Существенно ли это объяснение? Ну разумеется существенно. Но всё же?
Как быть со всем тем, что называется мужество, сопротивление, ответственность… и так далее?
А никак.
Они всё это понимают, но презирают — тоже. Ибо выхода нет.
Но нет ли какого-либо проблеска?
Есть.
Это, конечно, любовь к женщине (одной) и к мужчине (одному), сквозь все грехи и помои.
Любовь эта, конечно, тоже больная, извращённая, ни на что не способная, обречённая…
Но всё-таки любовь.
Все они вынуждены это констатировать…
Скажут, ну вот и у Достоевского Соня Мармеладова — "путана", а внутренне нравственная. А Раскольников — убийца, но возрождается.
Ох, этот Достоевский. По какому только поводу его не поминают ныне…
У Достоевского они нравственно возрождаются, да и то — нужен именно гений Достоевского, чтобы мощно изобразить такой процесс.
Здесь же никто не возрождается, все на всё плюнули, хотя "про себя" всё знают и понимают…
Да "элита" ли это?
Проблемы поставлены остро и верно; социальные причины названы; только напрасно все эти герои всё же подают себя как "элиту"…
"Элита" вообще нынче — слово загубленное…
Все эти годы я много имею дело с молодёжью, как литинститутской, так и не институтской.
В основном нормальная молодёжь. Не хватает, конечно, гражданского темперамента: "эпоха", конечно, повлияла… Но умная, начитанная. Склонная к чёткой семейной жизни. К порядочности в поведении с товарищами…
Таких большинство. И любовь у них — не только к "нему" или к "ней", а и — к Родине, к земле, к работе, у многих — к Богу…
Но это — разговор особый и длинный.
… Есть надежда, что та любовь, которая всё же есть у тех "падших", — всё-таки поможет им найти и иные, более общие… любви.
19 ноября 2012.
|
|