Владимир Сабиров __ МОЗАИКА СУДЬБЫ
Московский литератор
 Номер 22, ноябрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Владимир Сабиров
МОЗАИКА СУДЬБЫ

     
     О поэте Олеге Хабарове
     В 1990 году Олег Хабаров выпустил сборник стихов "Полюшко-свете", куда вошли, на мой взгляд, лучшие стихи поэта разных лет.
     Сразу обращает на себя наше внимание заглавное стихотворение "Полюшко-свете", где поэт талантливо декларирует свою позицию:
     
     Некрещеным живу я на свете,
     "Худо дело",— в народе молва.
     Покрести меня, полюшко-свете,
     Покрести меня, свете-трава.
     
     Поэт раскрывает читателю боль сердца, языческие мотивы здесь переплетаются с христианскими, язычество крепко проросло в славянское мироощущение.
     В своей поэзии Олег Хабаров исподволь кропотливо и старательно складывает по камушку мозаику личной неповторимой судьбы. Каждое его стихотворение, как правило, небольшое по форме, отшлифовано, отточено и по внутреннему наитию пригнано мастером к другому стихотворению. В результате складывается целостная картина прожитой жизни, которая оживает благодаря полным магии точным и достоверным деталям быта его родной казачьей станицы.
     Так поэт пишет о фронтовиках своего села в стихотворении "Ангелы":
     
     Воины, родные,
     Все село в слезах.
     Ангелы живые,
     Как вы там в боях?
     …Хлопотуньи-бабки,
     Деды-молчуны.
     И рассказ трехрядки
     О деньках войны…
     
     Картины своего военного детства О. Хабаров создает скупо и емко также в стихотворении "Пасха 1946 года":
     
     Егор убит на фронте.
     В избе двенадцать ртов.
     "Теть Настенька, откройте,
     Ржаной кулич готов!"
     
     Мальчик идет вручать кулич. Интересен ритм стиха — по-детски нетерпеливый и торопливый — и вдруг:
     
     Как глянул я в окошко —
     Увидел на полу
     Детей Егора, ложку
     И Настю мертвую в углу.
     
     Финал стиха выделен длинной строкой о мертвой матери ребят — сурово и просто сказано о послевоенных буднях села. Ритмически и интонационно передано ощущение страха и правды войны.
     В этом ряду особняком стоит самобытное, самотканное, как домашний рушник, произведение "К Пасхе 1989 года":
     
     Приснилось мне, что я в степи
     Выкладывал стихи камнями…
     Ты должен выложить стихи
     Ко дню Христова Воскрешенья.
     Перед Создателем ты нас не осрами,
     Вложи ты в камень вдохновенье.
     
     Ложились тихо строчки в ряд
     От горизонта к горизонту.
     
     Несомненным шедевром О. Хабарова является стихотворение "Раненый лебедь", которое высоко оценил друг поэта Анатолий Передреев:
     
     Покачнется и снова он встанет,
     Припадет на больное крыло.
     Лебедь белая в воздухе тает,
     И кружится над садом перо…
     
     В картинах природы автор показывает червоточину радиации задолго до Чернобыля — поэт предчувствовал надвигающийся апокалипсис: он уже давно выступает за спасение природы — за спасение красоты мира:
     
     Как мало чистоты вокруг осталось —
     Со стронцием взметается пурга.
     
     Автор проникновенно передал мистическую сторону бытия народа в станице:
     
     А колдунья, узнав про такое,
     Хохотнула на старом гумне,
     И колечко сняла золотое,
     Поваляла его на земле.
     …Вдруг небесные силы проснулись
     И желанный означился путь.
     
     Поэт и сам успешно колдует над стихом, правда, по-светлому и по-своему.
     Сказывается везде казачье происхождение поэта, родившегося и росшего в казачьей станице.
     Сама форма стиха у Хабарова часто принимает вид казачьего народного сказа, самобытного повествования в стихах.
     "Батько напоказ" повествует о потере отца на войне и об отчиме , который не дал отцовского тепла мальчишке.
     Об ушедшей из жизни матери поэт пишет светло:
     
     А в траве материнские слезы,
     На коленях пред ними стою.
     
     В итоге возникает полновесная земная мозаика судьбы поэта.
     Слово и дело переплелись в его творчестве. И Родина-мать у Олега Хабарова — это не символ, а корневой смысл бытия, глубоко нравственный стержень его внутреннего, сокровенного, потаенного духовного мира, воздух жизни его космоса.
     Мозаика завершена, картина закончена, акценты и ключевые идеи обозначены. Дальнейшее — постижение и погружение читателя в духовные глубины автора…
     Первозданная поэзия казачьего быта и мира, уклад жизни ярко представлены в самоцветном слове мастера. Круг бытия естественно замыкается и из этого казачьего круга начинает исторгаться тонкое свечение духа сказителя.