Владимир Сабиров
МОЗАИКА СУДЬБЫ
|
О поэте Олеге Хабарове
В 1990 году Олег Хабаров выпустил сборник стихов "Полюшко-свете", куда вошли, на мой взгляд, лучшие стихи поэта разных лет.
Сразу обращает на себя наше внимание заглавное стихотворение "Полюшко-свете", где поэт талантливо декларирует свою позицию:
Некрещеным живу я на свете,
"Худо дело",— в народе молва.
Покрести меня, полюшко-свете,
Покрести меня, свете-трава.
Поэт раскрывает читателю боль сердца, языческие мотивы здесь переплетаются с христианскими, язычество крепко проросло в славянское мироощущение.
В своей поэзии Олег Хабаров исподволь кропотливо и старательно складывает по камушку мозаику личной неповторимой судьбы. Каждое его стихотворение, как правило, небольшое по форме, отшлифовано, отточено и по внутреннему наитию пригнано мастером к другому стихотворению. В результате складывается целостная картина прожитой жизни, которая оживает благодаря полным магии точным и достоверным деталям быта его родной казачьей станицы.
Так поэт пишет о фронтовиках своего села в стихотворении "Ангелы":
Воины, родные,
Все село в слезах.
Ангелы живые,
Как вы там в боях?
…Хлопотуньи-бабки,
Деды-молчуны.
И рассказ трехрядки
О деньках войны…
Картины своего военного детства О. Хабаров создает скупо и емко также в стихотворении "Пасха 1946 года":
Егор убит на фронте.
В избе двенадцать ртов.
"Теть Настенька, откройте,
Ржаной кулич готов!"
Мальчик идет вручать кулич. Интересен ритм стиха — по-детски нетерпеливый и торопливый — и вдруг:
Как глянул я в окошко —
Увидел на полу
Детей Егора, ложку
И Настю мертвую в углу.
Финал стиха выделен длинной строкой о мертвой матери ребят — сурово и просто сказано о послевоенных буднях села. Ритмически и интонационно передано ощущение страха и правды войны.
В этом ряду особняком стоит самобытное, самотканное, как домашний рушник, произведение "К Пасхе 1989 года":
Приснилось мне, что я в степи
Выкладывал стихи камнями…
Ты должен выложить стихи
Ко дню Христова Воскрешенья.
Перед Создателем ты нас не осрами,
Вложи ты в камень вдохновенье.
Ложились тихо строчки в ряд
От горизонта к горизонту.
Несомненным шедевром О. Хабарова является стихотворение "Раненый лебедь", которое высоко оценил друг поэта Анатолий Передреев:
Покачнется и снова он встанет,
Припадет на больное крыло.
Лебедь белая в воздухе тает,
И кружится над садом перо…
В картинах природы автор показывает червоточину радиации задолго до Чернобыля — поэт предчувствовал надвигающийся апокалипсис: он уже давно выступает за спасение природы — за спасение красоты мира:
Как мало чистоты вокруг осталось —
Со стронцием взметается пурга.
Автор проникновенно передал мистическую сторону бытия народа в станице:
А колдунья, узнав про такое,
Хохотнула на старом гумне,
И колечко сняла золотое,
Поваляла его на земле.
…Вдруг небесные силы проснулись
И желанный означился путь.
Поэт и сам успешно колдует над стихом, правда, по-светлому и по-своему.
Сказывается везде казачье происхождение поэта, родившегося и росшего в казачьей станице.
Сама форма стиха у Хабарова часто принимает вид казачьего народного сказа, самобытного повествования в стихах.
"Батько напоказ" повествует о потере отца на войне и об отчиме , который не дал отцовского тепла мальчишке.
Об ушедшей из жизни матери поэт пишет светло:
А в траве материнские слезы,
На коленях пред ними стою.
В итоге возникает полновесная земная мозаика судьбы поэта.
Слово и дело переплелись в его творчестве. И Родина-мать у Олега Хабарова — это не символ, а корневой смысл бытия, глубоко нравственный стержень его внутреннего, сокровенного, потаенного духовного мира, воздух жизни его космоса.
Мозаика завершена, картина закончена, акценты и ключевые идеи обозначены. Дальнейшее — постижение и погружение читателя в духовные глубины автора…
Первозданная поэзия казачьего быта и мира, уклад жизни ярко представлены в самоцветном слове мастера. Круг бытия естественно замыкается и из этого казачьего круга начинает исторгаться тонкое свечение духа сказителя.
|
|