Вл. Гусев
О ГУМАНИТАРНОМ АСПЕКТЕ
|
— Аспект чего? — спросят меня.
Аспект нашей научной, духовной, просто мыслительной, наконец, административной жизни.
Нынче и высшее руководство, и разные научные и технологические учреждения заняты тем, что называется "инновациями", реформами, погоней за современным техническим прогрессом, преодолением отставания от "передовых (по этой части) стран" и т.д. Кто же против? Да никто. Наоборот, хватит нам, наконец, "отставать" от цивилизации, пора… в общем, пора.
Но ещё и ещё раз приходится напоминать и напоминать, что нравственное состояние общества, гуманитарная культура, само отношение в обществе к этим вопросам порой вызывают большую тревогу.
Как водится, формально все признают важность "духовных вопросов", и не только признают, но и "призывают" "воспитывать" молодёжь, и не только молодёжь, в духе высоких истин.
На деле…
На деле, сами понимаете.
Молодёжь, не слушая никаких нотаций, если и стремится в гуманитарные сферы, то в прикладные: в адвокаты (их даже уже перепроизводство), в экономисты (тоже хватает) и тому подобные.
В основном же она стремится в сферы компьютеров, Интернета, "менеджмента"…
Да и стремится, если позволяет профессия (электронщик, хороший медик…) умотать за рубеж, — за что её, конечно, можно обвинять, но без толку. Зарплаты у наших научных работников, при всех повышениях, допингах и исправлениях, просто не сравнимы с западными, а людям "жить-то надо", при всём возможном патриотизме.
Люди постарше сбились с ног в поисках дополнительных заработков, а иногда и просто работы, и на все разговоры на гуманитарные темы просто строят гримасы.
А как же сами гуманитарные работники — гуманитарные в собственном смысле этого слова?
Учителя литературы, историки, музейные герои (иначе их не назовёшь, часто работают просто практически бесплатно, хотя им всё время что-то "улучшают"), рядовые, но опытнейшие редакторы, наконец, талантливые, но не пробивные и бесхитростные писатели, газетчики провинциальных газет… и так далее?
Имя им легион.
Как они-то живут?
Как живёт хороший, но не "заслуженный" молодой, а то и не молодой, учитель литературы? Как живёт "рядовой", да и не слишком рядовой вузовский преподаватель?
А от них зависит будущее страны: в их руках дети и та самая молодёжь.
Как живёт…
Да не будем.
Всё ясно.
В последнее время, да, предпринимаются "меры для улучшения" жизни этих слоёв населения.
Но меры эти — косметические, говоря языком ремонтников домов и квартир.
Но дело не только в материальном факторе.
Где авторитет Писателя, некогда бывший непререкаемым?
Где авторитет Учителя?
Где авторитет Библиотекаря?..
— Сами виноваты, — скажут некоторые.
Есть и это.
Но есть и более глубокое: есть атмосфера общества, которая изменилась… не в гуманитарную сторону.
А эта гуманитарная сторона претендует не на власть, почести и пр., а просто на уважение.
Отсутствие такого уважения сразу вроде и незаметно, но потом даёт — роковые результаты.
Этого не докажешь, но это так.
Пусть это хотя бы учтут (всё же!) те, от которых зависит… скажем так, настроение общества.
8 октября 2012.
|
|