Елена Царева __ ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЕ ДОБРО
Московский литератор
 Номер 20, октябрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Елена Царева
ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЕ ДОБРО

     
     Софья ПРОКОФЬЕВА. "Кольцо призрака. Разрывая порочный круг...". — М.: "Астрель", 2012.
     Читатели знают Софью Прокофьеву как детскую писательницу. Она — автор замечательных сказок и пьес. Все, конечно же, помнят советский фильм "Приключения желтого чемоданчика". Этот великолепная картина — экранизация повести Софьи Прокофьевой.
     "Вообще сказка требует тишины и уединения. Когда пишется сказка, она всегда окружена завесой тайны. Я всегда писала, как пишется, боялась вспугнуть мир сказки, который очень хрупок и требует бережного отношения. Когда пишешь сказку, с надеждой ждешь, вдруг придуманные тобой герои сами начнут действовать и диктовать свои условия игры, по-другому, неожиданно строить сюжет. Иногда просто удивляешься, как сказка пишется сама. И это самые удачные сказки, когда вдруг герои начинают как будто бы оживать: "Вот мы такие, и мы в этой ситуации поведем себя именно так, а не иначе. Мы пойдем, преодолевая этот страх, в замок, где живет злой волшебник".
     И это просто замечательно. Тогда сказка пишется легко, воздушно, и дети читают такую сказку с особым увлечением". Вот в таком мире живет писательница, так она видит жизнь, так ее чувствует.
     Сказки Прокофьевой переведены на многие языки. А еще писательница ежегодно выпускает новые книги, к примеру "Капризик и зловредик" — эта книжка в Санкт-Петербурге в прошлом году стала первой по рейтингу продаж.
     Но мало кому известно, что по образованию Софья Прокофьева — художник, а начинала она свой творческий путь в искусстве с поэзии, стихотворный "Античный цикл", написанный ею в пятнадцать лет, получил высокую оценку Бориса Пастернака.
     И вот теперь писательница выступила в совершенно новом жанре. Она представила на суд взрослых читателей роман "Кольцо призрака. Разрывая порочный круг...". Это роман о любви, на которой в мире все и держится, причем во все времена. И что же тут как минимум нового?
     Уже с первых страниц романа понимаешь, что чтение предстоит очень сложное. Не стоит думать, что если книгу создал детский писатель, то читать это произведение легко и просто.
     Это не развлекательное чтение, не приключенческий роман с банальной любовной историей.
     Книга Софьи Прокофьевой, несмотря на увлекательность изложения и замечательный язык, не проста для понимания, ее сюжетная полифония сложна и многопланова, а поставленные в ней серьезные и трудные вопросы глубоко затрагивают душу именно в наше, столь непростое время, когда проблема свободного выбора между добром и злом встает со всей силой и во всем своем значении перед каждой человеческой душой.
     Да, роман Софьи Прокофьевой — о великой и глубоко трагичной битве добра и зла, сопровождающей и пронизывающей всю земную историю человечества, на фоне социальных сдвигов и катаклизмов соответствующей эпохи.
     В романе борьба со злом большая, длительная и трудная работа, которая никогда не кончается, но только, по мере внутреннего развития и духовного становления человеческой личности, лишь переносится на более высокий уровень, постепенно становясь все более весомой частью общего Апокалипсиса человечества.
     В романе Прокофьевой зло, и вначале не без успеха, пытается выдать себя за добро, тем самым превращаясь в колоссальный соблазн, встающий на пути главной героини.
     Но героиня, в конце концов, раскрывает все козни зла, преодолевает его искушения и побеждает его одной лишь силой своей беззаветной, жертвенной любви. В этом заключается центральный и глубоко христианский мотив всего повествования. При этом сама любовь в душе главной героини проходит, по ходу романа, через долгое и трудное развитие.
     На протяжении почти всего повествования любовь главной героини все преодолевает, все переносит и все оправдывает — это, действительно, то столь редко встречающееся в жизни чувство, которое не знает никаких границ.
     Наверное, вот тут-то самое время разочароваться. Опять банальный happy еnd: зло побеждено, добродетель восторжествовала — хорошо известное и скучное завершение многочисленных романов. Ничего подобного! Зло здесь побеждено лишь на небольшом, хотя и важном, отрезке земной жизни.
     Герои романа проходят через различные испытания, чтобы закалить свою душу и собрать воедино все свои духовные силы для последней битвы с силой зла.
     При всем этом Анна, главная героиня, отнюдь не является совершенным существом. Она не святая и не мученица. Она — современная женщина со всеми слабостями и достоинствами, присущими каждому человеку. Она совершает ошибки и падения, она принимает на себя вину и должна будет за нее ответить. Да, Анна виновата во многом и этой вины никто не может с нее снять. И все же, в конце концов, она побеждает.
     На литературном языке романа сильно отразилось и то обстоятельство, что Софья Прокофьева является мастером не только в прозе, но и в поэзии. Она создает уникальную взаимосвязь внутреннего ритма и поэтического образа. Особенную динамику и словесную рельефность придают внутренней жизни романа его многочисленные, блестяще написанные и почти всегда остросюжетные диалоги. При этом их языковые границы предельно расширены: от романтически-возвышенных, до совершенно обыденно-бытовых, и это всегда подчинено строгой логике и внутреннему смыслу повествования в целом.
     Особое место в романе занимают многочисленные зарисовки меняющихся состояний природы и бытового окружения, в котором разворачивается действие. И опять же все подчинено тайным закономерностям сюжета. В ткань романа умело вплетено обилие верно и зорко подмеченных деталей из жизни героев.
     Безусловно важным, можно сказать, основным метафорическим приемом, которым пользуется писательница, является сквозной мотив игры света и тени в состояниях природы и особенно в описаниях внутреннего убранства различных помещений, где происходит действие романа.
     Свет и тень, их борьба и соперничество, дружба и вражда, с возникающей на их границе радужной перекличкой цветов, чаще всего выдержанных в пастельной гамме, постоянно сопровождают главных героев, как отражение многообразия и богатства их душевных состояний.
     Этой цветовой игре противопоставлен свет любящей души, от которого бегут все тени, к которому склоняются добрые духи высших миров.