Юрий Богданов __ «ПРИКАЗАНО ПИСАТЬ...»
Московский литератор
 Номер 19, октябрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Юрий Богданов
«ПРИКАЗАНО ПИСАТЬ...»

     
     Николай ЖДАНОВ-ЛУЦЕНКО. "Поэты пишут по ночам". Стихи. — Cuba. Editones UNION.
     Внимательный и постоянно следящий за литературным процессом русскоязычной литературы читатель уже встречался с именем нашего автора — Николая Жданова-Луценко, который выпустил стихотворные сборники "Белогвардейская тетрадь", "Аристократизм букв", "Прощай ХХ век", "О позоре сегодняшних суетных дней". Правда, первые два сборника вышли под псевдонимом Жданов-Тульский, что говорит о скромности автора: он до поры до времени не желал обнародовать свою истинную фамилию. Но в этом есть и определённый смысл, так как его "прадед по материнской линии был предводителем дворянства Тульской губернии".
     Николай Жданов-Луценко является профессором Московского государственного института международных отношений МИД РФ. О его богатой натуре и биографии можно говорить много лестных слов, но не в этом наша задача.
     Вот как литературный критик Андрей Сазонов сказал об авторе книги "Поэты пишут по ночам" и его творчестве: "… И в ответ на боль и страдание в нём проснулся поэт — какой благородный выход эмоций! Он стал писать. Об окружающем нас мире, о людях. О жестокости и доброте, о вероломстве и справедливости, о предательстве и неблагодарности. Стихи Николая Жданова-Луценко так же разнообразны, как и сама жизнь, но уровень его осмысления этой жизни поднимает планку очень высоко и для читателя: это стихи для умных.
     …Он пишет о том, что волнует его. А форма, в которую он облекает свои мысли, часто напоминает своим изяществом картины Сальвадора Дали. И то, что волнует его, волнует и меня…".
     В этой оценке критика творчества автора сказано многое, но мы постараемся более предметно посмотреть на новую его работу в целом.
     Во-первых, книга интересна тем, что в ней представлены не только стихи на русском языке, но и переводы их на испанский известного поэта и переводчика Хуана Луиса Эрнандеса Миллиана, который прекрасно знает русскую литературу, так как переводил в своё время А. Пушкина, С. Есенина, А. Ахматову и Б. Пастернака. Книга великолепно проиллюстрирована известным поэтом, художником и писателем Хосе Луисом Фарриньясом.
     Книга состоит из трёх частей, каждая из которых предварена стихотворной цитатой, раскрывающей её внутренний смысл: "И жить… Ниспослано нам жить…", "Тот, кто не понял вашего молчанья, Наверно не поймёт и ваших слов", "Кто говорит, что мы не на войне".
     Своеобразное построение книги заставляет задуматься, почему автор первый раздел посвятил исключительно раздумьям о поэтическом творчестве. Да и своё название она получила от строки из его же стихотворения — "Поэты пишут по ночам". Двойственность размышления в том, что с одной стороны процесс творчества сам по себе как бы прост, с другой — это вечная жизненная загадка. Вот начало стихотворения "Графомания":
     Неизлечимый зуд писанья
     Родит галиматью и чушь.
     А я кладу в одно касанье
     Голы стихов в ворота душ.
     Здесь и возмущение, и критика графомании, и совет "пишущему", и попытка сделать серьёзное обобщение, чтобы искоренить из нашей жизни пустословие, халтуру, непрофессионализм. И вот как заканчивается это стихотворение:
     Я про своих стихов загадки
     Молчу, как рыба. До поры.
     Пока поэзия в упадке,
     Нужны не лира. Топоры.
     Когда происходит очищение от графоманской тупости, отравляющей жизнь разумному обществу, на первый план выходят талантливые поэты. Об этом и "ударные" стихи первой части книги: "Поэты пишут по ночам":
     Поэты пишут по ночам,
     А днём они за хлеб насущный
     Мытарствуют по мелочам,
     Счастливый случай им подручный…
     В последней строфе Николай Жданов-Луценко поднимет свой пафос до "звёзд":
     Поэты пишут по ночам
     От звёзд настраивают лиру.
     Как рукописи по печам,
     Жгут души, свет, давая миру.
     Второе стихотворение, упомянутое нами, — "Что делать?". Его название восходит к одной из вечных российский проблем. И осмыслить её автор старается по-своему. Каждая строфа стиха начинается с посылов. Их надо перечислить: "писать", "читать", "стоять", "держать", "и жить". Следующие строки раскрывают их суть, завершая короткое, но ёмкое высказывание автора. Последняя строфа обобщает все размышления и подводит смысловой итог не только этому стихотворению, но всей первой части книги, строкой из которого она и названа:
     И жить. Ниспослано нам жить.
     Не убивать бесцельно время.
     А отделить от плевел семя.
     И этой жизнью дорожить.
     Второй раздел книги составили стихи-размышления о жизни, которая "Как мышь-полёвка быстро прошмыгнула…". Поэтому Николай Жданов-Луценко вновь и вновь настраивает читателя "Остановиться… Задуматься…", не тратить жизнь на пустое и говорит ему:
     Греби, борись, сражайся, а иначе
     Теченье времени уносит в океан.
     Сейчас своё предназначенье чаю
     Осмыслить в поэтическом бреду.
     Куда иду я? Я и сам не знаю.
     Но, главное, что всё-таки иду.
     В стихотворении "Дорога в небо" автор приближает нас к небесам, где только поэт может "внимать божественным речам":
     Чтоб Голос, что донёсся свыше,
     Запечатлеть для тех, кто глух,
     Но не виновен, что не слышит:
     Не всякому дан этот слух.
     И если я дорогу в небо
     Нашёл средь повседневных туч,
     Я заслужил краюху хлеба,
     С другими разделив свой луч.
     А вот как в одном четверостишии "Ты — моя совесть, ты — моё спасение" Николай Жданов-Луценко выходит на философское обобщение основных человеческих понятий, связанных с верой и Богом:
     Узревший Бога чает вознесения
     И душу очищает, позабыв про плоть.
     Ты — моя совесть, ты — моё спасение.
     Спасибо, что ты есть. Храни тебя Господь!
     Особое место в книге занимает гражданская лирика, составляющая её третью часть: "Кто говорит, что мы не на войне?".
     В ней мы видим непримиримого борца с негативными явлениями, происходящими в нашей стране. К примеру, как в стихотворении "Страна больна":
     Страна больна — от подлого укуса
     По жилам расточился страшный яд.
     И кровь из сердца, как из ран Иисуса,
     Сочится уж который год подряд.
     ……………………………………..
     Мы — воины, добывшие спасенье,
     Вчера топтали стяги их знамён.
     Растерянность и общее смятенье —
     Вот знаменатель нынешних времён.
     Но нет в патриотических стихах Николая Жданова-Луценко безысходности, пессимизма. Они освещены солнцем правды и веры в будущее Отчизны.
     И вот как заканчивается только что приведённое стихотворение:
     Но враг в экстазе погребальной песни
     Понять не может истины простой:
     Распни Россию, и она воскреснет,
     Чтобы для всех навечно стать святой.
     Именно высокий пафос автора вызывает у читателя отклик, заставляет задуматься не только о своей собственной судьбе, но и о судьбе страны в это непростое для народа и общества время.
     В подтверждение моих слов можно цитировать многие стихи из этого раздела. Но было бы лучше, если бы читатель сам нашёл близкие его духу, мысли, чувства и в полной мере ощутил созвучность этих стихов своей душе.
     Приведу ещё несколько цитат из стихотворения "Кто говорит, что мы не на войне?", посвященного светлой памяти убиенного Александра Петрова:
     Кто говорит, что мы не на войне?
     Мы каждый день в бою теряем друга…
     Вдруг выстрел в спину грянет в тишине,
     Чтоб наше сердце сжалось от испуга.
     …………………………………………….
     Извечная борьба добра со злом:
     Никто не сдаст позиции без боя.
     История рассудит поделом
     И назовёт злодея и героя.
     В гражданской лирике Николай Жданов-Луценко не замыкается в своих ощущениях действительности, а выходит на широкие обобщения, даёт свои жёсткие, критические выводы, не утрачивая веры в смелых и решительных людей, которых он встречал в жизни:
     Но мы не для закланья рождены.
     Убит один — другой продолжит дело.
     Вот только жаль, что логика войны
     Из строя вырывает самых смелых.
     В заключение можно сказать, что книга получит широкий резонанс как среди русскоязычной аудитории, так и среди зарубежных читателей, которые откроют для себя новое литературное имя.
     
Член Президиума и Правления Московской городской организации Союза писателей России, Академик Петровской академии наук и искусств