__ «ЧАС УЧЕНИЧЕСТВА...» Юрий Иванович Минералов — учитель, друг, ученый, поэт "Круглый стол" в Литературном институте им. А.М.Горького
Московский литератор
 Номер 19, октябрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

«ЧАС УЧЕНИЧЕСТВА...» Юрий Иванович Минералов — учитель, друг, ученый, поэт "Круглый стол" в Литературном институте им. А.М.Горького

     
     Людмила Александровна КАРПУШКИНА, кандидат филологических наук, доцент. Говорят: "Главное в жизни — стать хорошим человеком". Расхожее это мнение, по большому счету, безусловно, справедливое, оставляет привкус недостаточности. Точно так же, как если о талантливом человеке скажут: "он замечательный ученый // писатель, но как человек…" Мне повезло сначала учиться, а потом работать под руководством Ю.И. Минералова, о котором можно сказать: этот человек был редким профессионалом и замечательной, светлой личностью. И это не будет ни лестью, ни "жанровым" преувеличением.
     Ю.И.Минералов — из породы ученых-генераторов идей. Его теория индивидуального стиля, бесспорно, — новое слово в литературоведении. Неслучайно его "Теория художественной словесности" издавалась трижды.
     У Юрия Ивановича был талант не занудствовать лукаво, а делать доступными для восприятия сложнейшие литературоведческие проблемы с помощью анализа конкретных текстов. Его взгляд — всегда "над" материалом, всегда выявляет глобальные движущие силы литературного процесса, даже когда дело касается современной нашей литературы (см.: "История русской литературы. 90-е годы XX века").
     Рекомендуя какой-либо учебник Минералова (а их практически полный комплект от XVIII до конца XX века), обычно говорю студентам: "Можете читать его в метро. Вы никогда не уснете, это увлекательное чтение".
     Ю.И. Минералов четверть века отдал работе в Литературном институте, с 1996 — заведовал кафедрой русской классической литературы и славистики (такое объемно-роскошное наименование кафедры — его изобретение).
     Здесь он был на своем месте, демонстрируя, что ученый может быть вдохновенным поэтом, а лектор-профессор заядлым компьютерщиком, крутизна сайта которого приводит в восторг самых продвинутых студентов.
     Спектр рубрик сайта чрезвычайно широк: "Православие и литература", "Поэтика. Филология", "Новинки критики", "Война и мир", "Бородино"… и, конечно, "Творческая мастерская", где есть чему поучиться молодым поэтам. В стихах Минералова есть и "вечное":
     
     В тропинках лес, а жутковат.
     Кто протоптал-то, хоть узнать бы.
     Держись за посох суковат…
     Но вот развалины усадьбы,
     неведомое затая…
     Из борового вышла мрака
     и смотрит жалобно твоя
     давно умершая собака, —
     

     и четко сформулированная гражданская позиция:
     
     Да, ты дерзнул в премерзкую годину
     Отечество невыгодно любить.
     Ты выбрал острый край, не середину.
     Ты выбрал делать, а не говорить.
     А православно слово — тоже дело:
     на зов твой не безмолвствует народ.
     Бродите ж, слава и пиит, отдельно!
     Мороз гудет, с сосны снегирь поет!..

     "Exegi & non exegi monumentum (Державин)"
     
     и изысканная техника:
     
     злятся братья славяне ах русский спасали спасли их но сдуру
     точно басня крылов знай кололи врага всю испортили шкуру
     ну теперь те спасут побойчей бэтээры белы ай ты нато
     ваше дело ребята нехай но россии не быть под антантой

      "Горы"
     и проникновенный лиризм:
     
     Очи моих глаз, удел моего удела,
     губы моих губ, тело моего тела,
     страсть страсти моей (о, молчу, это лишне!)…
     Мама моего маленького сынишки.

      "Песнь песней"
     
     Слово Юрия Ивановича Минералова продолжает сегодня и еще долго будет продолжать свое столь необходимое дело.
     
     Сергей Анатольевич ВАСИЛЬЕВ, доктор филологических наук, профессор Московского городского педагогического университета. Учитель — это и человек и качество, которое сопровождает его носителя всю жизнь и, наверное, определяет ее. Не "передатчик" знаний, не тот, кто оказывает пресловутые "образовательные услуги", видя в своем учреждении корпорацию, а в ученике — клиента и потребителя. Вот почему Учитель это всегда личность, а личность включает в круг своих ценностных ориентиров малую родину, семью, ближний круг, коллектив единомышленников, родную культуру, Отечество, Божий мир.
     Именно такой личностью, Учителем был и остается Юрий Иванович Минералов, и для многих знающих его лично, и для тех, кто знаком с ним заочно, по стихам, научным книгам, учебникам, созданному им интернет-сайту, публицистическим статьям, историческим миниатюрам.
     Учительствование предполагает не только знание, но и любовь, только она, в конечном счете, дает нравственное основание для обращения к молодому поколению. Юрий Иванович тесно увязывал нравственное и творческое, как собственно литературное, так и научное. В своей, видимо, ставшей последней, рецензии на диплом слушательницы Высших литературных курсов он написал, что чистота души уже сама по себе может стоить многих узко литературных открытий, способна определить их, особенно в сегодняшнее время. Сделано или сказано "с чистой душой" — другая, очень ценная, похвала из его уст.
     Об отношении Учителя к себе, предполагающее, при знании высокой цены своему призванию и таланту, скромность, отсутствие внешних эффектов, простоту, хорошо сказано в одном из стихотворений поэта Минералова:
     
     Страна — народ. И Бог измерит
     все стати и судьбы его.
     В себя не очень можно верить.
     Покрепче б веровать в Него!

     Вера, как и любовь, деятельная, проявляющаяся ежедневно, в крупных делах и в мелочах, необходимое качество Учителя, который притягивает и преображает. Всё это, и многое другое, соединилось в светлой личности Юрия Ивановича Минералова.
     
     Ирина Георгиевна МИНЕРАЛОВА, доктор филологических наук, профессор. Юрий Иванович Минералов, без сомнения, Учитель, хотя не склонен был считать себя тем, кто учительствует, в таком житейском смысле этого слова.
     Он никогда не забывал свою школу в Новокузнецке и учителей… Особенно учительницу литературы — Тамилу Борисовну Афузову. Он дорожил дружбой с теми, кого считал своими учителями в МГУ — Алексеем Ивановичем Метченко, Петром Алексеевичем Николаевым, Владиславом Алексеевичем Зайцевым…
     Особое ученичество и соратничество с ИМЛИ: Вадим Валерьянович Кожинов, Борис Прокопьевич Гончаров, пиитет перед Леонидом Ивановичем Тимофеевым, а сегодня такое профессионально-задушевное даже родственное с Юрием Александровичем Дворяшиным!
     Для него ученичество и соратничество как дружба были так естественны: об этом мог бы рассказать и Александр Алексеевич Михайлов… Это не может восприниматься сегодня как прошлое, думаю, Владимиром Ивановичем Гусевым, Борисом Андреевичем Леоновым, Львом Ивановичем Скворцовым…
     Особые отношения связывали его всегда с Михаилом Петровичем Лобановым, которого он мечтал свозить на его родину в Мещеру, в Иншаково, где у нас домик… Дорожил он такими нечастыми репликами о поэзии с Валентином Васильевичем Сорокиным…
     У Юрия Ивановича было одно редкое качество — он ревнитель того, что делает: в филологии ли, в поэзии, в преподавании, в научных подходах, в обращении с детьми и внуком. Это ревность особого свойства. В ней чувство Ответственности. Я когда-то в письме А.А.Блока к Любе прочитала: "Не забывай долга, это единственная музыка…" Ему эта мысль была очень близка, но как ученый на мою эту цитату он: найди, на какой странице у Блока. Спасибо и за это воспоминание: сколько у него самого-то в трудах рассыпано! Не растерять бы научным, поэтическим, по крови детям, дорожить и этим чувством долга и пронести по жизни….
     
     Галина Юрьевна ЗАВГОРОДНЯЯ, доктор филологических наук, доцент. Не секрет, что человек учится в течение всей своей жизни, хотя в зрелые годы учишься иначе, чем в детстве и юности — более осмысленно, более самостоятельно. Но в любом возрасте счастье — встретить учителя, который стал бы ориентиром на твоем профессиональном пути, за кем хотелось бы идти, с чьими трудами — соотносить и свои научные изыскания, понимая, сколько еще нужно времени и сил, чтобы осмыслить наследие учителя во всей полноте.
     Мне повезло — в моей жизни таким человеком стал Юрий Иванович Минералов. Учительство Юрия Ивановича никогда не было демонстративно, но всегда ненавязчиво, даже — сокровенно. Но в то же время сколько современных ученых могут назвать его своим учителем! В этом, наверное, особое учительское дарование Юрия Ивановича, его особый секрет.
     Удивительным образом во всех книгах профессора (равно как и в его устных советах, рекомендациях, данных как бы вскользь, между прочим) есть одна общая черта — все они будят мысль, подразумевают перспективу, это все живое, "дышащее", с этим можно расти и двигаться дальше. Более того, к его монографиям (как к классической литературе!) можно возвращаться на разных жизненных этапах и всякий раз открывать что-то новое, необходимое тебе именно в данный момент.
     Могу судить по собственному опыту — в течение десятилетия неоднократно возвращалась к его "Теории художественной словесности". Почему о серьезнейших вещах читалось так легко? Ответ — в учебнике Юрия Ивановича: ""Рассыпаться в ученостях" перед младшим коллегой, аспирантом, студентом, учащимся и т. д. отнюдь не значит что-то всерьез литературоведчески углублять" ("История русской литературы 1800-1830"). Да, ответ и прост, и сложен одновременно — без новомодной наукообразной терминологии говорить о важных и глубоких вещах, так, чтобы на своем уровне понял каждый — и студент, и аспирант, и коллега. В этом плане учебники Юрия Ивановича — явление поистине уникальное.
     Наверное, одно из дорогих приобретений, воспринятых нами, учениками, от нашего учителя, — уважение к научной традиции, прежде всего — академического литературоведения (наследие Ф.И.Буслаева, А.А.Потебни, А.Ф.Лосева), в русле которого неизменно пребывали труды самого Юрия Ивановича. Сегодня можно говорить о существовании научной школы Ю.И.Минералова, его ученики "входят в меру научного возраста" и в свою очередь растят учеников — исследования и открытия Юрия Ивановича продолжают "питать" уже следующее научное поколение.
     
     Юрий Александрович ДВОРЯШИН, доктор филологических наук, профессор. Талант педагога может проявляться по-разному, но должна быть в нем обязательная и неизменная черта: глубоко искреннее, уважительное отношение учителя к своему питомцу. Знание должно передаваться от человека к человеку сердечно, солнечно. Только в этом случае обретенный жизненный опыт, уникальное видение мира, неповторимое чувство жизни могут быть восприняты с полным доверием, а значит, и во всем объеме.
     Думая об этом, теперь с грустью вспоминаю свои первые встречи с Юрием Ивановичем и первые же впечатления от его работы в качестве наставника молодых поэтов. Было то лет десять тому назад на очередном семинаре начинающих литераторов в заснеженном Сургуте. Юрия Ивановича мы пригласили в качестве руководителя секции поэзии. Мы виделись тогда впервые, но я, конечно, знал его как замечательного ученого, автора фундаментальных научных трудов и ярких, совершенно самобытных учебников по русской литературе. В этом качестве восприняли Юрия Ивановича и участники семинара, готовясь к тому, что услышат от него теоретические суждения, глубокие обобщения и выводы, касающиеся сущности лирики. Мы, конечно, не обманулись: всё это было. Но было и нечто другое, столь искреннее и сокровенное, что позволило юным стихотворцам необыкновенно свежо и ярко осознать, почувствовать сердцем таинственную прелесть процесса поэтического творчества. Юрий Иванович не подавлял слушателей эрудицией. Ему достаточно было в доверительной беседе так перефразировать неумелые строки, что, словно по волшебству, из тех же слов начинал распускаться стих. Я видел в глазах молодых людей изумление от того, как точно их наставник, казалось бы, мало знающий их человек, сумел выразить то сокровенное, в чем они и сами-то себе не решались признаться.
     Способность осознавать, необыкновенно тонко чувствовать глубинную суть человека — одно из важнейших качеств Юрия Ивановича. Все, кто с ним соприкасался, в той или иной мере это ощущали на себе. Ему было доступно ощущение Правды, идущей поверх "тьмы низких истин". Он знал правоту этой Правды и умел твердо и с достоинством ее защищать, какими бы ни были авторитеты, на нее покушавшиеся. Но при этом Юрий Иванович был удивительно добр и бережен по отношению к тем, кто стремился познать суть этой Правды.
     
     Ольга Юрьевна САЛЕНКО, кандидат филологических наук, доцент Литературного института им. А.М. Горького. Учитель — это дар свыше. Дар ученику. Мы сегодня говорим о учителе, обладавшем академизмом и своим вИдением, мудростью, неравнодушием и любовью.
     Когда говоришь о Ю.И. Минералове, опять и опять испытываешь чувство восторга перед открытием. Со времени участия в его семинаре по поэзии начала ХХ века еще в МГПИ. (Пять человек из того семинара связали свою профессиональную жизнь с изучением русской словесности), в период работы над кандидатской диссертацией и во время общения на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института,— это чувство восторга не отпускает много лет.
     Юрий Иванович — ученый, создавший филологическую базу своими научными трудами "Поэзия. Поэтика. Поэт", "Так говорила держава. XX век и русская песня", "Теория художественной словесности", "Контуры стиля эпохи", упомянем и учебные издания "Введение в славянскую филологию", "Сравнительное литературоведение". Его статьи о научных подходах А.А. Потебни, П.Н. Скаулина, А.Ф.Лосева, по теории индивидуального стиля, его неустанное продвижение, вслед за академиком П. А. Николаевым, изучения стилей писателей (не поэтики писателей!) реализуется в работах учеников, докторантов и аспирантов.
     В Литературном институте кафедрой русской классической литературы и славистики проводятся Герценовские чтения, сама же кафедра расположена в мемориальной комнате А.И. Герцена. Из года в год, задавая вектор научной работы, "девизом" чтений Юрий Иванович ставил следующие слова Достоевского о Герцене: "Поэт берет в нем верх везде и во всем, во всей его деятельности. Агитатор-поэт, политический деятель-поэт, социалист-поэт, философ — в высшей степени поэт".
     Выбор такого направления символично и во многом характеризует и инициатора Герценовских чтений. Поэтическое слово Минералова "своеобычно", его образ "резко определителен", если пользоваться его же излюбленными определениями классиков-филологов. Теорию Потебни о "сгущении"-"разложении мысли" в поэтической речи поэт Минералов мастерски реализовал.
     Ему подвластны элегическая интонация, гражданский пафос и философское обобщение:
     
     Поет, не гаснет хор свечей
     да два-три певчих. Литургия.
     Пред Богом служит иерей.
     Молчи: и так вы вся Россия...
     
     ...То судьи нашим внутренним раздорам!
     Они урок преподали и мне —
     три флага примиренных над их Домом,
     марксист и монархист спина к спине.
     

     Есть в его стихах едкие сатирические интонации и эпиграмматичность, граничащая с вызовом:
     
     "женщин возненавидит только больной...".
     

     И в его стилизациях узнаваемый слог:
     
     "Держава ищетъ славы, воинъ чести...
     Мусiнъ дочитываетъ письмена,
     И в полустертомъ ветхомъ палимпсесте
     Ударитъ мусикiйская волна!"

     ...
     Благодарение Богу за такой Дар!
     
     Ирина Георгиевна МИНЕРАЛОВА, доктор филологических наук, профессор. Мы, по правде сказать, только в самом начале пути понимания того, каким был и остается для нас и наших учеников учитель Юрий Иванович Минералов. Даже когда мы говорим сейчас, каким он был, запомнился и живет в наших сердцах, невольно представляется беседа (за круглым-овальным столом на кафедре в Литературном институте), класс (любопытных школьников и тоже любопытных поэтов), аудитория (широкая, студенческая, разнообразная), школа (научная)… И мы все-все им обласканные:
     
     Есть некий час, как сброшенная клажа,
     Когда в себе гордыню укротим.
     Час ученичества! Он в жизни каждой
     Торжественно неотвратим!..