Иван Голубничий __ ГОЛОС ПРАВДЫ
Московский литератор
 Номер 15, август, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
ГОЛОС ПРАВДЫ

     
     Александр КУЩ. "Такая жизнь…" — Рязань: "Литера М", 2012.
     ПРЕДСТАВЛЯТЬ ЧИТАТЕЛЮ сложившегося поэта, обладающего своим неповторимым голосом, своей яркой индивидуальностью — дело непростое. Александр Кущ вошёл в литературу давно, его стихи неоднократно публиковались на страницах периодических изданий, в том числе и в нашей писательской газете "Московский Литератор". Его поэтические интонации, его своеобразный взгляд на мир, его отношение к животрепещущим проблемам современности органично встраивают его творчество в современный литературный процесс. Следует повторить общеизвестное: нынешний литературный процесс, будучи вроде бы отпущенным в "вольное плавание", избавленный от идеологических и цензурных ограничений, тем не менее, внутренне весьма жёстко структурирован, и для того, чтобы отстоять право на своё место в нём, литератору нужно обладать и талантом, и, в то же время, прочным личностным стержнем, не позволяющем "утопить" свой голос в общем хаотическом многоголосье современной изящной словесности. Александр Кущ отстоял своё право быть услышанным, и тому свидетельство — его книга стихов. Книга, лишённая той пресловутой "гладкописи", которая позволяет людям и не очень одарённым, овладев азами стихотворного ремесла, успешно позиционировать себя в литературном пространстве. Не таков поэт Александр Кущ. Его поэтический темперамент столь жизнелюбив, что при соприкосновении с болевыми вопросами современности зачастую идёт напролом, пренебрегая условностями в неудержимом стремлении высказать правду, которую другие, более осторожные собратья по перу облекают в мягкие покровы туманных образов и пафосных недосказанностей. Александр Кущ говорит прямо о том, что волнует его — как современного человека, гражданина, патриота, личность. Он, несомненно, последователь гражданственной линии русской поэзии, и в этом бесспорная сила его дарования. Его жёсткий, мужской, слегка шероховатый стиль обладает тем неповторимым обаянием непосредственности, которого сегодня становится всё меньше в поэзии. Русская поэзия за весь путь своего развития достигла таких высот технического совершенства, что сегодня овладеть основами стихосложения может каждый, обладающий даже и малым чувством языка. Но сказать правду о жизни, сказать её жёстко, убедительно и искренно — на это способен только поэт, верящий в действенную силу своего слова. Александр Кущ обладает этой верой, и она делает его поэтическое слово реальным фактором не только некоего абстрактного литературного процесса, но и самой жизни:
     
     "Перед кем России каяться,
     Унижаться, слёзы лить?
     Диссиденты ошибаются:
     Русским все должны платить
     
     За покой, благополучие
     И защиту от проныр,
     Ведь от ворогов ползущих
     Мы всегда спасали мир…"
     
     Правда жизни, облечённая в пламенные, страстные стихи, в ярких своих проявлениях становится фактом народного сознания и начинает действовать самостоятельно. Сказать о том, о чём все вроде бы знают, но сказать это так, чтобы читателя "зацепило", заставило задуматься — на это способен только поэт, ощущающий себя голосом народа — не в пафосном самолюбовании, а в осознании собственного долга перед Отечеством. Слишком много за прошедшие два десятилетия мы слышали призывав к "покаянию" — за наше великое прошлое, за нашу историю, за нашу духовность и культуру, а в целом и за то, что мы, русские — "не такие, как надо". Под эти далеко не праздные разговоры была разрушена великая советская держава, а русский народ был поставлен перед реальной перспективой уничтожения. Александр Кущ говорит эту правду яростно и порой самозабвенно, и стих его становится действительным выразителем народных чаяний. Гражданская линия, традиционная для русской литературы, получает в стихах Александра Куща своё продолжение. Не будем чрезмерно придирчивыми к деталям, но постараемся услышать главное:
     
     "…Где вы, Минин и Пожарский?
     Где стране подарок царский?
     Чтоб спокойно жили мы
     Без раздоров и войны".
     
     О чём бы ни писал Александр Кущ — о семье, о спорте, о России, о Москве, об армии — на всём его творчестве лежит отблеск состоявшей личности, способной вместить в себя многое. Его дарование ныне переживает подъём, и я уверен, что на творческом пути поэта ждёт ещё много достижений. Главное, чем он обладает и без чего немыслим для меня русский поэт, это неизбывная любовь к России, к её святыням, к её героической и драматической истории. Это качество обуславливает полноту и целостность его лирического героя, который явственно соответствует личности самого поэта. Всё остальное приобретается и оттачивается творческим опытом. Желаю Александру Кущу вдохновения и радости творчества, а читателю его новой книги — непростого и вдумчивого чтения.