Андрей Геращенко __ ЗАГАДОЧНЫЕ МИРЫ ИВАНА ЕФРЕМОВА
Московский литератор
 Номер 15, август, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Андрей Геращенко
ЗАГАДОЧНЫЕ МИРЫ ИВАНА ЕФРЕМОВА

     
     Любой писатель, а фантаст в особенности, всегда стремится проникнуть в тайны мироздания и человеческого бытия, заглянуть в далёкое прошлое и, конечно же, будущее. Каждого из нас время от времени посещают мысли о смысле и сущности нашей жизни, личной судьбы. Но у писателей это часто бывает более обострённо, потому что писатели стремятся через свои романы, повести, рассказы и поэзию донести до других свои переживания и догадки. В этом смысле они похожи на учёных, которые исследуют мир в поисках истины. Однако, в отличие от учёного, писатель всегда пользуется полутонами и догадками, так как и сам не до конца понимает природу своих образов и ощущений, а также те силы и причины, которые их вызывают. И в этом смысле писатель всегда немного ближе читателю, нежели учёный — между ним и читателем нет расстояния. Зачастую читатель находит в прочитанном отзвуки собственных мыслей и созвучия собственным переживаниям.
     Середина ХХ века вообще была настоящим расцветом фантастики — прежде всего космической, но одновременно и социальной. Отгремела тяжелейшая и кровавая Великая Отечественная война. Советский Союз, Европа, Китай, Япония и многие другие страны только начали отходить от послевоенного шока. Впереди, как казалось, всех ожидает совсем иная, новая жизнь, которая будет прекрасной, потому что уже первые послевоенные годы позволяли надеяться на то, что постепенно отступающие голод, болезни, нищета и невзгоды больше не вернуться. Всё самое страшное осталось в прошлом. Впереди — новые научные достижения, эра гуманизма и счастья, покорение космоса и, конечно же, всеобщее единение человечества и мир, мир и ещё раз мир. Молодой, заново родившийся после великой войны мир мечтал о любви и счастье. Мечтал обо всём этом и Иван Антонович Ефремов, чьё 105-летие со дня рождения мы отметили 22 апреля 2012 года.
     Ефремов — один из тех, кто навсегда вошёл в русскую литературу. Можно сказать, что для ХХ века он и вовсе писатель культовый, во многом определивший общественную мысль советской интеллигенции, которая мучительно искала ответы на вопросы, на которые мы не знаем ответа и сейчас, полвека спустя. Впрочем, это вечные вопросы и на них люди будут искать ответы столько же, сколько будет существовать наш мир.
     Споры идут даже вокруг даты рождения писателя. Многие, ссылаясь на записи в метрической книге, указывают, что И.Ефремов родился на год позже, чем это принято считать — 22 апреля 1908 года, но сам писатель всё же указывал в качестве даты своего рождения именно 1907 год.
     Читать маленький Ваня Ефремов научился очень рано. Больше всего ему нравились книги об удивительных путешествиях и необычных мирах, исследователях и путешественниках. Особенно полюбились романы Жюля Верна.
     Начавшаяся революция полностью изменила жизнь Вани — после смерти матери от тифа он стал "сыном полка" в автороте и вместе с ней в качестве маленького красноармейца прошёл трудными военными дорогами до Перекопа. Во время гражданской войны подросток получил контузию и с тех пор всю жизнь немного заикался при разговоре. Доучиваться пришлось уже после войны, в Петрограде. Время было голодное и трудное — везде царили разруха и голод. Чтобы как-то прокормиться и продолжать учёбу, Ваня много работал — грузчиком, пилил дрова. Когда подрос, ему пригодились навыки, полученные на войне в автороте — он стал шофёром.
     Окончив школу, Иван Ефремов поступил в Петроградские мореходные классы и стал штурманом каботажного плавания — его манили дальние моря и новые впечатления. В своё первое тихоокеанское плавание 1924 года И.Ефремов отправился на Дальний Восток в качестве простого матроса.
     Однако в это же время у Ефремова всё более отчётливо проявляется интерес к палеонтологии — науке, позволяющей заглянуть в далёкое прошлое. Вернувшись с Дальнего Востока, Иван Ефремов поступает на биологическое отделение Ленинградского университета. Молодой студент предпочитает проводить время в палеонтологических экспедициях и странствиях — на просторах Поволжья, горах Урала, таёжной Сибири, сопкам Приморья. Во многом это был результат его знакомства с академиком П.Сушкиным, который был его первым научным руководителем и учителем. Во всех этих исканиях и путешествиях И.Ефремов сделал немало находок и интересных открытий.
     Стремясь расширить свой кругозор, чтобы профессионально работать на стыке биологии и палеонтологии, И.Ефремов в 1935 году экстерном заканчивает Ленинградский горный институт, и уже в Москве, куда перевели Палеонтологический институт, защищает кандидатскую диссертацию по биологии. Спустя 6 лет, в 1941 году незадолго до начала войны И.Ефремов становится доктором биологических наук. За свою успешную научную деятельность он даже удостаивается вместе со своим соавтором А.Быстровым почётных дипломов английского Линнеевского научного общества.
     Во время войны И.Ефремов был эвакуирован в Казахстан, в Алма-Ату, затем переведён в Киргизию, во Фрунзе (нынешний Бишкек). В Киргизии учёный тяжело заболел — одна из форм лихорадки закончилась осложнением на сердце.
     В эти годы И.Ефремов заканчивает разработку тафономии — новой отрасли палеонтологии, которая изучала закономерности сохранения остатков ископаемых организмов. Разработка основ тафономии была закончена ещё в 1943 году, но шла война, и было не до того. Книгу, получившую название "Тафономия и геологическая летопись" И.Ефремов смог издать только в 1950 году. Она имела большой успех, и в 1952 году И.Ефремов был удостоен Сталинской премии второй степени.
     Первые свои приключенческие и фантастические рассказы И.Ефремов начал писать ещё во время Великой Отечественной войны.
     И.Ефремов всё чаще задумывается о грядущем — какой станет Земля, каким будет человеческое общество, как будут жить, какие ценности исповедовать будущие поколения. Как и положено учёному, в своих размышлениях он не просто мечтает, а просчитывает это будущее, пытается предугадать его на основании тех знаний, которыми обладает. Более того, зная о работах Циолковского, читая об успехах ракетостроения, интересуясь научными исследованиями космоса, И.Ефремов не ограничивается только нашей планетой, но пытается заглянуть и вглубь Вселенной. Знакомство с рядом фантастических произведений американских авторов приводит И.Ефремова к мысли о том, что тот сценарий, который описывается в их произведениях — звёздные войны, вовсе не является неизбежным и основан, прежде всего, на негативном опыте человечества и событиях минувшей войны. Тогда писателю приходит идея о Великом Кольце — союзе цивилизаций, которые совместно исследуют и осваивают космос, не воюя, а помогая друг другу. Это во многом перекликалось и с декларируемым Советским Союзом намерением возглавить стремление части человечества к построению нового, справедливого общества.
     Результатом всех этих размышлений стал роман "Туманность Андромеды", написанный писателем в 1955-1956 году в основном в уединении на своей подмосковной даче. Работал помногу — почти ежедневно писал по 8-10 страниц текста. Во время написания книги писатель часто любовался ночным небом при помощи мощного бинокля, время от времени отыскивая ближайшую к нам галактику, давшую название роману — Туманность Андромеды. Сам писатель вспоминал, что то время было одним из самых счастливых в его жизни. Роман вышел в свет в 1957 году в популярном журнале "Техника молодёжи", а затем через год, благодаря восторженным откликам читателей — в издательстве "Молодая гвардия".
     Книга сразу же произвела ошеломляющее впечатление и стала очень популярной, выдержала множество переизданий и была переведена на многие иностранные языки. Это книга-реквием, книга о том будущем, о котором интуитивно мечтает каждый человек. В религиозно-философском и общественном плане И.Ефремов замахнулся на то, на что решались очень немногие люди в истории человечества — он в форме романа сделал научно-обоснованный прогноз будущего, описал один из его возможных вариантов, не претендуя при этом на некую новую идеологию или, тем более, новый религиозный культ, хотя масштаб и глубина романа вполне соответствуют и первому, и второму.
     На Западе, а потом многие и у нас назвали "Туманность Андромеды" новой коммунистической утопией. Это, безусловно, не так, потому что роман — это плод синтеза гуманистической философии и научного предвидения возможного будущего эволюционного развития земной цивилизации. Это роман космический не только по своей тематике, но и по масштабу поднятых в нём проблем.
     Чисто в сюжетном плане присутствует несколько основных линий, главной из которых является описание путешествия звездолёта "Тантра", который при возвращении к Земле оказывается вблизи железной звезды и на расположенной возле неё планете находит два космических корабля — пропавший земной "Парус" и инопланетный спиралодиск. Главный действующий персонаж этой линии — командир "Тантры" Эрг Ноор. Земляне сталкиваются с агрессивной формой жизни, присутствующей на планете. В этой линии интересно то, что И.Ефремов показывает, что, несмотря на развитие науки и техники, первопроходцев и путешественников всегда будут ожидать всевозможные риски и опасности, полностью просчитать которые не представляется возможным. Одновременно с этим важнейшую роль всегда будут играть лучшие человеческие качества — готовность к самопожертвованию, подвигу. Так, астронавигатор Низа Крит едва не погибает, спасая жизнь своего командира…
     В "Туманности Андромеды" показано, как благодаря совместному созидательному труду планета постепенно преображается — человечество объединяется в одно целое, вырабатывает общий язык, избавляется от расовых предрассудков, одновременно с этим сохраняя всё лучшее из своего культурно-исторического наследия. Люди избавляются от непомерного потребительства, накопительства — главной целью и смыслом жизни становится интересная работа, исследования, научные разработки, путешествия, полезные и радующие увлечения. Проблема питания решается за счёт использования новых технологий, в которых мы можем уловить сегодняшние разработки биогенной инженерии. В океане выращивается морская водоросль хлорелла, которая служит основой для производства пищевых продуктов. Само общество не имеет центрального правительства — существует несколько коллегиальных органов, решающих те или иные вопросы. Более важные проблемы решаются общим референдумом, который проходит очень быстро посредством дистанционной связи (как сейчас бы сказали — в он-лайн режиме). В общем-то, вера в возможности науки в романе просто огромная. Однако люди Земли в "Туманности Андромеды" у И.Ефремова не просто какие-то вечно всем довольные и всегда поступающие правильно роботы. У них есть свои сомнения, проблемы, конфликты.
     Иными словами, "Туманность Андромеды" показывает, что проблемы личности и общества никуда не уходят, однако в той картине будущего, которую нарисовал И.Ефремов, они не столь жёстки и безрадостны, как в наше время. Безвыходных ситуаций нет, и прогресс и гуманизм постепенно берут своё.
      "Туманность Андромеды" — это никакая не утопия. В романе говориться о той Земле и той цивилизации, о которой в глубине души мечтает каждый человек нашей планеты. И дело здесь не в коммунизме, а в наших глубинных ожиданиях радости и счастья от возможной полноты и насыщенности земной жизни. К тому же в принципиальном плане цивилизация, описанная в "Туманности Андромеды", вполне реальна и возможна. Вопрос в осознанности выбора самого человечества. По-сути, роман стал подлинным гимном гуманизму и всему лучшему, что присуще нам, землянам.
     Вслед за "Туманностью Андромеды" последовал роман "Лезвие бритвы", в котором Иван Ефремов попытался дать ответ на вопросы, которые ставил перед людьми развивающийся СССР, однако в целом книга не имела такого успеха, как предыдущая.
     Планета менялась. К сожалению, не оправдались многие надежды послевоенного поколения — мир становился сложнее, то там, то здесь вспыхивали локальные войны, да и система социализма не стала панацеей от проблем. Более того, начавшийся конфликт между СССР и КНР показал, что и отношения социалистических стран могут быть такими же враждебными и драматичными, как и капиталистических.
     Писатель много размышляет о том, почему всё происходит именно так, ищет причины несчастий и войн. Всё это приводит И.Ефремова к мысли о написании нового романа — "Час Быка". В этом романе, формально продолжающем линию "Туманности Андромеды", И.Ефремов смело смотрит в лицо человеческим слабостям и тёмной стороне нашей цивилизации. Он описывает планету Торманс, которая была когда-то заселена выходцами из Земли. На Тормансе, в отличие от Земли и других цивилизаций Большого Кольца люди построили совсем иное общество, основанное на власти, деньгах, авторитаризме и социальном неравенстве, подавлении свобод и пренебрежении к ресурсам самой планеты проживания. Зловеще выглядит и само название — "Час Быка". В европейской христианской традиции самым благоприятным временем для сил зла является полночь — двадцать четыре часа, но это не всегда справедливо, потому что наша "полночь" — скорее начало ночи, а вот по китайской традиции самое тёмное время, благоприятствующее злу — два часа ночи или так называемый "час Быка". Час Быка и в самом деле является полночью в подлинном, физическом смысле этого слова. Поэтому это название И.Ефремов дал своему новому роману не случайно — на метафизическом уровне он обозначил временное и нравственное место происходящего. Роман был написан примерно за три года и писался тяжелее, чем "Туманность Андромеды". Его публикация происходила по прежней схеме — вначале в 1968 году журнальный вариант в "Технике молодёжи", а затем, после очередного читательского успеха, в 1970 году вышла отдельная книга в "Молодой гвардии".
     Изначально предполагалось, что "Час Быка" и мир Торманса описывает нечто среднее между Китаем времён Мао Цзэдуна (не случайна ассоциация с Советом Четырёх) и западным обществом потребления. В противоположность "Туманности Андромеды" "Час Быка" называют антиутопией. Но я не согласен и с этим. Это не антиутопия, это, как нам не прискорбно признать, абсолютно реальное описание вымышленной цивилизации. И, что самое грустное, вероятность её построения гораздо выше, нежели той, что описана в "Туманности Андромеды". "Час Быка" — это роман о нас нынешних, о нашей жизни, о нашем уровне развития. Элементы тормансианской цивилизации можно найти где угодно. Это некий собирательный образ человечества и далеко не лучший образ. Но в этом его сила и правда…
     5 октября 1972 года Иван Ефремов умер, так и не дождавшись окончания публикации своего последнего романа "Таис Афинская", посвящённого его жене и другу Таисии Ефремовой.
     Романы "Туманность Андромеды" и "Час Быка", безусловно, составляют золотой фонд русской и мировой литературы. Это как бы два философских полюса, два варианта выбора развития человечества — светлый и тёмный пути. Полагаю, что они должны обязательно изучаться в школьной программе, потому что без осмысления тех важнейших проблем, которые поднимал в своих романах Иван Ефремов, невозможно гармоничное формирование человеческой личности. К тому же романы весьма увлекательны с сюжетной точки зрения, что немаловажно для детского и юношеского читательского интереса. Полагаю, что есть смысл издавать оба произведения под единой обложкой, а всем читающим статью советую непременно их заново перечитать и осмыслить. К слову, оба романа чрезвычайно сложны для экранизации. Не случайно при всей их популярности "Туманность Андромеды" была экранизирована лишь однажды — в 1967 году, а "Час Быка" и вовсе всё ещё ждёт своего режиссёра.
     Иван Антонович Ефремов был выдающимся учёным и писателем, философом и мыслителем. Он предсказал многое из того, что давно стало привычными атрибутами нашего бытия: голография, геостационарные спутники, объёмное телевидение, экзокостюм с внешним жёстким скелетом, медицинские приборы, способные проникать внутрь организма. Были открыты предсказанные им залежи ртутных руд на Алтае, алмазные месторождения в Якутии.
     К сожалению, об Иване Антоновиче Е
     фремове мы вспоминаем гораздо реже, нежели он того заслуживает.