Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 14, июль, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Наводнение в Крымске, унёсшее неустановленное окончательно число человеческих жизней и фактически обездолившее множество людей, продолжает занимать первые места в сводках новостей. Трагическое происшествие, помимо своего прямого, непосредственного смысла (разгулявшаяся природная стихия) обнаружило и другие, подспудные смыслы и реальности. Распространившиеся сразу после наводнения слухи о том, что, якобы, "были открыты шлюзы", в результате чего был затоплен город, убедительно опровергнуты специалистами. Произошёл, да, непредвиденный разгул стихии. Для краевого начальства это обстоятельство стало поводом для того, чтобы, по установившемуся обыкновению, полностью переложить ответственность всё на ту же "разгулявшуюся стихию". В том смысле, что стихия — она и есть стихия, всем жаль, что так случилось, но что ж поделать, надо "всем вместе" выходить из положения... Однако масштаб трагедии и вызванный ею общественный резонанс не позволили свалить всё на Природу и вздохнуть с облегчением. Многочисленные публикации не менее убедительно свидетельствуют о том, что последствия трагедии могли бы быть существенно меньшими, при условии добросовестного выполнения разного рода профилактических норм и правил. На сегодняшний день всё подробно и предметно описано в прессе, повторяться нет необходимости. Да, фактор природного катаклизма налицо, и следует смиренно признать волю Природы и её недоступную для нашего понимания правомерность. Но быть максимально готовым к проявлению этой воли есть долг людей, принявших на себя бремя и ответственность власти. В настоящее время в СМИ активно освещается работа соответствующих служб по преодолению последствий трагедии — раздача пособий и вещей, строительство жилья, "психологическая помощь" и т.д. Всё это, конечно, хорошо. Но какими бы ни были меры, предпринимаемые для того, чтобы помочь уцелевшим вернуться к полноценной жизни, всё же трагедия в Крымске навсегда останется незаживающей раной в сердцах людей, потерявших в наводнении родных и близких, да и фактически всю свою предыдущую жизнь.
     Трагедия в Крымске стала ещё одним проявлением общего разлада. Год назад утонула "Булгария". Множество промежуточных вех, меньшего масштаба, но не меньшего трагизма, никто уже и не считает. Можно пенять на стихию, на високосный год, на "человеческий фактор" — на что угодно, но с каждым подобным происшествием в сознании людей неизбежно укрепляется ощущение всё обостряющейся ненадёжности существования, неуверенности в завтрашнем дне — несмотря на относительное материальное благополучие и возможность невозбранного стяжания материальных ценностей. Жестокая реальность капиталистического мироустройства каждый день предъявляет людям новые счета. Сегодня принято ругать Советскую власть, не особенно заботясь о добросовестности предъявляемых ей обвинений. Однако, если в данном случае говорить конкретно, есть все основания предполагать, что в советское время последствия подобного наводнения были бы значительно меньшими. В частности, целое государственное подразделение профессионально занималось поддержанием чистоты и порядка в руслах рек, горных и равнинных. Впоследствии, после торжества "общечеловеческих ценностей", это подразделение упразднили, как и множество других "пережитков социализма". Во время аналогичного происшествия в 2002 году именно засорение русел рек было официально названо главной причиной наводнения. Сегодня Природа в очередной раз предъявила человеку жестокий счёт за безответственность и недальновидность. Жаль, что платить по этому счёту пришлось преимущественно невинным людям.
     Можно только предполагать, насколько отрезвляющим окажется воздействие последствий наводнения в Крымске для всех ответственных инстанций. Природа не обещает человеку ни покоя, ни надёжности. Она требует пристального внимания и почтительной сосредоточенности. Она не терпит презрительного пренебрежения. Следует напомнить, что в отдельных случаях, в контексте конкретной ситуации, природная стихия может стать жёстким политическим фактором…