Александра Позельская __ ЖИВОЕ (О литературно-музыкальном вечере к 140-летию со дня рождения А.Н. Скрябина )
Московский литератор
 Номер 07, апрель, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александра Позельская
ЖИВОЕ (О литературно-музыкальном вечере к 140-летию со дня рождения А.Н. Скрябина )

     
     Что нам дает книга, прикосновение к страницам? Просто если подержать ее в ладонях, становится легче на душе. Какое значение приобретает книга для нас, современных людей, уже достаточно "наевшихся" технологий? Мы начинаем неосознанно стремиться к натуральному. Наверное, кому-то покажется странным слышать эти слова в самый разгар популярности электронных изданий и сетевого общения. Но именно сейчас начинает чувствоваться острая нехватка "живого" общения, "живой" книги. Раньше мы не задумывались об этом, эта "роскошь" была доступна и естественна каждому из нас, как некогда было доступно и естественно пить воду прямо из реки.
     И, слава Богу, пока еще есть те, кто дают это живое общение, живые книги, насыщенные творческой созидательной духовной силой. Среди таких животворящих встреч можно назвать литературно-музыкальный вечер, состоявшийся первого марта в Малом зале ЦДЛ, посвященный 140-летию со дня рождения талантливейшей личности, композитора, музыканта и философа Александра Николаевича Скрябина. Поводом послужил выход в свет необычной книги о Скрябине "Со скоростью света прямо к Солнцу, в Солнце", авторы которой член Союза писателей России, поэт, руководитель литературной студии "Некрасовка" Полина Рожнова и член Союза писателей России Маквала Чочия уже выпустили одно совместное издание в жанре историко-публицистического повествования "Дом 4 в Староконюшенном".
     Книга к юбилею А. Н. Скрябина включила стихи и прозу, посвященную композитору, публицистику, исторические и архивные материалы. На вечере-презентации собрались пообщаться литераторы и ученые, музыканты и деятели искусства, поэты и писатели. Среди них Иван Голубничий — Секретарь Правления Союза писателей России, член Президиума и Правления МГО СП России, главный редактор газеты МГО СП России "Московский литератор"; Александр Скрябин — президент фонда им. А. Н. Скрябина; Валентина Рубцова — главный редактор издательства "Музыка", заместитель директора Музея А. Н. Скрябина; Елена Михайлова — заместитель директора по научной работе — Музей Серебряного века; Игорь Гунст — заслуженный архитектор РФ; Александр Данилов — композитор, исполнитель песен на стихи поэтов Серебряного века. Авторы опубликованных в книге произведений члены СП России Маргарита Ногтева, Лариса Кравчук, Светлана Соложенкина, Александра Позельская, Дмитрий Обрядчиков, Татьяна Летнева, Лариса Прашкивская и многие другие участники и гости. Хозяйкой вечера стала Полина Константиновна Рожнова. Музыкальные партии из произведений А. Н.Скрябина исполняли Павел Шацкий — пианист, лауреат стипендии А. Н.Скрябина, и Наталья Терехина — студентка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
     К слову, Наталья Терехина еще и очень интересная поэтесса. Так, к примеру, она поэтически увидела Шесть прелюдий опуса 13 Скрябина, которые исполняла на вечере.
      "Все пришедшие были искренне, горячо увлечены темой жизни и творчества Скрябина. Этому способствовал и замечательный документальный слайд-показ, сопровождавший выступления участников. В течение вечера на экране появлялись фотографии, афиши скрябинской эпохи. Так сложилось, что вечер памяти Скрябина совпал с днём рождения его юношеского кумира Фридриха Шопена. Думаю, Скрябин был бы счастлив!" — поделилась своими впечатлениями Наташа.
     …Для Скрябина было характерно, что настоящих черновиков произведений у него не почти не существовало. На бумагу он заносил лишь отдельные, постороннему человеку ничего не говорившие мысли, намеки, даже не эскизы. Будучи гениальным творцом, Скрябин был и единственным исполнителем, истолкователем своих музыкальных творений. Необыкновенно тонкая, глубокая и проникновенная игра его как нельзя больше отвечала сущности его произведений… Так вспоминает о Скрябине Евгений Гунст, друг композитора…
     У каждого слушателя скрябинских произведений рождаются свои образы, возникают уникальные впечатления. Вот что говорит сам автор о своей Седьмой фортепьянной сонате: "Дух (вселенная) есть вечное творчество", бесцельная божественная "игра" мирами; дух человеческий является отражением в микрокосме Духа вселенной… действие совершается как бы на той скрытой грани потустороннего мира, где крайняя суровость соприкасается с нежной лаской…"
     Это единство, содружество слова и музыки мы находим в творчестве композитора и философа, попытавшегося музыкально-художественно выразить теорию синтеза искусств, философскую категорию Вячеслава Иванова, поэта, ученого, филолога и драматурга "всеискусство". Вместе они обсуждали и теоретически созидали "Мистерию" — некое духовное тело мира в музыкальной форме, состоящую из тройной "страсти" — личного, общечеловеческого и вселенского трансформизма. Возможно об этом поэтическая ассоциация Светланы Соложенкиной в ее стихотворении "Пересотворение мира":
     
     …Шаровые молнии он срывает, как яблоки,
     с дерева познания
     Семь нот привычных,
     и — восьмая — громовой удар!
     Вдоль Млечного пути в разломах мироздания —
     лев катает лапой земной шар.
     
     "Мистерия" не была создана.
      Но она существует в реальности, нет у нас лишь ее преломления, перенесения на музыку гениальным композитором. Однако ее можно почувствовать, она тоже нечто "живое", способное осветить душу изнутри в своем личностном и общечеловеческом мировосприятии и развитии. Что же касается вселенского таинства…
     
     …Надо ли это
     ныне живущим — знать,
     надо ли это видеть?
     Это грядущего тайна.
     Слышишь, она обрастает
     Млечным путем…
     (Полина Рожнова, "Скрябин")