Надежда Ступина __ «взыВАЯ К ПАМЯТИ...»
Московский литератор
 Номер 06, март, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Надежда Ступина
«взыВАЯ К ПАМЯТИ...»

     
     Ольга БЕРГГОЛЬЦ. "Голос совести". — М., Московская городская организация Союза писателей России, 2011.
     На Пискаревском мемориальном кладбище, где похоронены 470 тысяч ленинградцев, отдавших свои жизни при защите блокадного Ленинграда, высечены в камне слова "Никто не забыт, ничто не забыто". Их знают, часто тиражируют, но имя автора незаслуженно стали забывать.
     "Кто такая Ольга Берггольц?" — задаю вопрос абитуриентам — старшеклассникам московского лицея. Затрудняются ответить. Листаем книгу "Голос совести", вышедшую к 100-летию со дня рождения поэтессы, легендарной радиожурналистки. Читаем избранные стихи, поэмы, выдержки из её лирической прозы и дневников разных лет, из воспоминаний современников и писем читателей, собранных в юбилейном издании, размышляем о том, какая она была…
     Ольга Берггольц — женщина трагической судьбы, но не сломленная злоключениями и предательством, тюрьмой и гибелью близких людей, во время немецкой блокады помогавшая многим ленинградцам выжить и победить в страшном противостоянии. Не озлобившаяся от бед, она всю жизнь служила Родине, читателям своим вдохновенным "правдивейшим" словом.
     Имя Ольги Берггольц стало символом безмерного страдания и великого мужества русских людей, защитивших свою страну и спасших мир от фашизма. Символом самоотверженного служения. Единичных людей назовут соотечественники "совестью". Поэтессу называли так, называли "блаженной", "святой". В своём "живом" словаре Владимир Даль о совести записал: это "тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, это невольная любовь к добру и к истине". Ольга Фёдоровна была пристрастным судьёй собственных помыслов и поступков. Это слышно в стихах и прозе, особенно открывается душа в дневниках, в которых ей хотелось поведать "всё своё тайное и драгоценное, необходимое согражданам". Жизнь понималась и принималась как делание добра ради торжества истины. Истина же для поэтессы заключалась в природной ("невольной") любви к родине, выбранному делу, к ближнему. Любовь — активное деяние, преодоление, стояние. Жизнь Ольги Берггольц была примером истинного стояния ради победы в человеке человечности.
     Начало творческого пути — тридцатые годы двадцатого столетия. Грандиозная стройка и перестройка жизни огромной страны. Ольга Берггольц сделала свой выбор, и это была "путёвка" в светлое коммунистическое будущее. Её поведение, отношение к происходящему демонстрировали твёрдость убеждений и бескомпромиссность характера. Неистовость молодой натуры, идеологические предпочтения проявились в сочинениях той поры, определяя их поэтику. Так, И. Гринберг пишет в своих воспоминаниях: "Сперва в её представлениях о мире, в отношении к людям присутствовала немалая доля ригоризма, прямолинейности, односторонности. Это сказывалась юность — и самой Берггольц, и всего её поколения…" Ему вторит С.Наровчатов: "Стихи, помеченные 1931-1936 годами, представляют прежде всего биографический интерес — с чего начиналась будущая Ольга Берггольц. Это стихи комсомолки тридцатых годов, энтузиастки первых пятилеток, решительной и прямолинейной":
     
     Но я дышу одним дыханьем
     С людьми любимейшей страны.
     Все помыслы, дела, желанья
     Тобою, Родина, сильны…
     
     Личная и творческая судьба, "встроенная" в судьбу эпохи, сложилась как испытание потерями — крестом, тяжёлым для хрупких плеч женщины, дочери, жены, матери. Ей выпало пережить маленькую дочь Ирину и очень близких людей, любовью и вниманием которых она дорожила. Но, несмотря на личные несчастия, Ольга Фёдоровна всегда оставалась бойцом и других призывала к стойкости. Известна её самоотверженная работа на радио в страшные дни блокады Ленинграда. Именно в то время созданы лучшие стихи и поэмы: "Армия", "Песня о жене патриота", "Победа", "Разговор с соседкой", "Накануне", "Моя медаль", "Февральский дневник". Они о долгом и священном пути к победе, которая была "одной любовью, единым народным усильем"…
     
     К сердцу Родины руку тянет
     Трижды проклятый миром враг.
     На огромнейшем поле брани
     Кровь отметила каждый шаг.
     
     О, любовь моя, жизнь и радость,
     Дорогая моя земля!
     Из отрезанного Ленинграда
     Вижу свет твоего Кремля
     …………………………….
     Всем, что есть у тебя живого,
     Чем страшна и прекрасна жизнь —
     Кровью, пламенем, статью, словом, —
     Задержи врага. Задержи!
     
     Только с "любовной думою о человеке" можно было победить. Поэтесса вела летопись блокадной жизни, мечтала создать ("ведь война идёт через сердце всё глубже") и создавала такие стихи, которые стали "опорой и светом" в душах жителей сопротивлявшегося города. Считала своим долгом "не дать забыть", какой ценой выстояли ленинградцы. В то судьбоносное для русского народа время она стала "чувствилищем тысяч и тысяч". В поэме "Февральский дневник" есть известная строчка: "Я не геройствовала, а жила". Вместе с земляками, не сдавшимися врагу, поэтесса героически стойко несла в душе веру в "бронзовую Славу", которая придёт с "венком в обугленных руках". И она пришла.
     С долгожданной победой пришли радости мирной жизни, возможность всецело отдаться любимому делу — творчеству. Ольга Берггольц работает в новом для неё жанре. "Дневные звёзды" — прозаическое лиро-эпическое повествование, своеобразное автобиографическое жизнеописание. И в прозе она поэт, её стиль отличается светлой, возвышенной тональностью.
     Проза Ольги Берггольц одухотворена особым нежным отношением к родной земле. На всю жизнь духовной опорой стали воспоминания о соборе в Угличе: "…долго упивается сердце красотой открывшегося простора, и я просыпаюсь освеженной, как-то по-особому спокойной и уверенной, потому что знаю: это существует не только во сне, но и наяву — родина, свет, жизнь…"
     Особая страница поэзии Ольги Берггольц — любовная лирика. Она пишет о любви "закатной". Стихотворение "Бабье лето" — это отзвук "отгремевших могучих ливней" весенних чувств бурной молодости.
     
     О мудрость щедрейшего бабьего лета,
     С отрадой тебя принимаю… И всё же,
     Любовь моя, где ты, аукнемся, где ты?
     А рощи безмолвны, а звезды всё строже…
     
     Вот видишь — проходит пора зв
     ездопада.
     И, кажется, время навек разлучаться…
     …А я лишь теперь понимаю, как надо
     Любить, и жалеть, и прощать,
     и прощаться.
     
     В новом тысячелетии по всей России слышны колокольные звоны — воздвигаются порушенные, "полынью занесённые", дивные православные храмы. Важно, чтобы держались они на прочном фундаменте верности, правды и любви.
     О книге "Голос совести" хочется говорить много и добро. Она для тех, кто признаёт Россию своей родиной, кто, по словам В. Лакшина, на слове "Россия" "откликнется на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения". Ольга Берггольц, откликавшаяся на горести и радости людские, никому не была чужой, и сама чувствовала себя частью великого целого — народа. В письмах читатели восторгались человечностью и "милым даром" любимого поэта. Вот слова-пожелания "Дорогой Ольге Фёдоровне" от "старого человека и старого члена партии А.Сафронова" (1970 год): "Пусть крепко поддерживает Вас искреннее уважение тысяч и тысяч таких, как я, простых (и не простых) людей. Будьте же здоровы, горите и грейте людей чистым (я бы сказал, впадая в символику, — "бездымным") огнём Вашей прекрасной души. Человеку легче жить, когда он может сказать: "Вот какие хорошие люди есть на свете!"
     В заключение отметим, что на страницах данного издания, составленного поэтом и издателем Вадимом Рахмановым, лично знавшим легендарную поэтессу, любознательный читатель найдёт весьма подробные комментарии, "открывающие двери" в наше культурное прошлое. Пожалуй, сегодня есть необходимость в пояснениях такого рода: "Шостакович Д.Д. (1906-1975) — классик мировой музыкальной культуры. Исполнение его знаменитой Седьмой (Ленинградской) симфонии состоялось в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Дирижёр Е.А. Мравинский". Или ссылки типа: "Стихотворение К.Симонова, написанное в 1941 г. и сразу получившее широкую известность" (имеется в виду стихотворение "Жди меня", о котором знал едва ли не каждый советский школьник). Книга получилась цельной, дающей представление об эпохе непростого, противоречивого XX столетия. Хороший подарок к 65-летию Победы Великой Отечественной войны. И тем, кто прошёл огненными дорогами войны, и тем, чьё детство мы называем военным, да всем, не желающим чувствовать себя "Иванами, не помнящими родства". К сожалению, по причине небольшого объёма, в сборник не включены очерки и поэмы Ольги Берггольц. Но их заинтересованный читатель может найти в библиотеке.
     Хочется, чтобы книга об Ольге Берггольц, её звёздном и трагическом времени оказалась в руках большего числа наших сограждан, особенно молодых, только начинающих свой жизненный путь. Потому что она о Главном — о любви к человеку, уважении к родине, России, её великому прошлому, без которого не может быть великого будущего.