Александр Алиев __ СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ МОДЕРНА
Московский литератор
 Номер 06, март, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ МОДЕРНА

     
     Получилось так, что в этом районе Москвы я практически не бываю — нет у меня тут особых дел. А между тем бывшая Семёновская слобода, лежащая на левом берегу Яузы, — местность чрезвычайно интересная. Её возникновение относят традиционно к 1687 году, когда царь Пётр I приказал перевести сюда на расквартирование Семёновских Потешных, переформированных впоследствии в гвардейский полк.
     Слобода, аналогично соседней Преображенской, была создана по регулярному плану, с прямыми улицами, которые и сейчас отчасти сохранились под именами Мажорова, Барабанного, Медового переулков. Центр слободы определяли здания Семёновского приказа, полковой Введенской церкви, "Семёновского дома" (усадьбы) князя А. Д. Меншикова.

     
     Ну вот, стало быть: в этом московском районе, повторю, я почти не бываю. Однако недавно мне выпала возможность посетить уникальный концерт старинного русского романса "Какое чудо…", происходивший в бывшем особняке купца-старообрядца В. Д. Носова на Электрозаводской (Лаврентьевской) улице. Прямо наискосок от проходной хорошо всем известного Московского Электролампового завода, похожего на готический замок, стоит сие поразительно красивое светло-жёлтое строение. Оно скромно укрылось от взглядов прохожих за изящной кованой оградой и разросшимися деревьями. Да, купеческий особняк…
     С 1714 года слобода постепенно меняет свой характер поселения военных: Семёновский полк окончательно обосновался в Петербурге, а на яузских брегах стали жительствовать купцы и мещане. К началу же прошлого века Семёновское — одна из ведущих промышленных окраин Первопрестольной столицы, где усадьбы и фабрики богатых предпринимателей соседствовали с домиками простых обывателей.
     А признанными "королями" среди здешней купеческой братии были Носовы, владевшие "товариществом мануфактур", специализировавшемся на выделке суконных изделий. Супруга В. В. Носова, Евфимия Павловна (урождённая Рябушинская) содержала в особняке на Введенской площади известную в городе картинную галерею — ей, в частности, принадлежало знаменитое полотно художника Ф. С. Рокотова "Дама в розовом" (ныне в Государственной Третьяковской галерее).
     
     Когда Василий Дмитриевич Носов решил ставить для себя собственный дом, он недолго размышлял над тем, кому бы поручить его проектирование. Разумеется, архитектору Л. Н. Кекушеву, который наряду с Ф. О. Шехтелем был знаковой фигурой остромодного на ту пору в Москве стиля модерн. Правда, в отличие от коллеги, Лев Николаевич тяготел к его ранней, франко-бельгийской форме. Работы Кекушева отличало высочайшее качество проработки интерьеров и обязательная подпись в виде статуи или барельефа льва.
     Хотя носовское жилище было возведено очень быстро — всего за девять месяцев 1903 года — перед тем у архитектора и заказчика состоялся особый разговор. Для старообрядца Носова значение дерева в постройке было принципиальным (хотя, допустим, такие же старообрядцы Морозовы и Рябушинские прекрасно обитали в каменных домах), поэтому он первоначально хотел видеть нечто вроде американского коттеджа и даже показывал Кекушеву соответствующую фотографию из какого-то заокеанского журнала. Однако Льву Николаевичу удалось обратить Василия Дмитриевича в свою "веру".
      В принципе, архитектуре модерна использование дерева как основного строительного материала было не свойственно. Разумеется, им активно оформляли внутреннее пространство, но сами здания делали из камня или кирпича. В результате достигнутого между Кекушевым и Носовым компромисса появилось то сооружение, которым мы любуемся сегодня — деревянный дом на каменном основании. Вместе с тем купец наш вовсе не чурался современных ему достижений цивилизации: в жилище провели горячую и холодную воду, смонтировали паровое отопление.
     
     Первое, что бросается в глаза при подходе к особняку, это его камерность, схожесть с загородной дачей. Такое тоже отнюдь не свойственно классическому модерну, но прекрасно укладывается в рамки старообрядчества. Представители данной ветви православия рассматривали (и сейчас рассматривают) своё жилище как крепость и весьма ревностно относятся как к своему имуществу, так и к своей приватности. Это заметно даже в расположении окон — верхние пробиты на такой высоте, что в них совершенно невозможно заглянуть, нижние же, трёхчастные, глубоко утоплены и прикрыты слегка скамейками.
     Впрочем, Л. Н. Кекушев внёс в разделку фасадов свои новаторские, неповторимые нотки, например, асимметричное размещение центральных оконных проёмов, или резной декор крылец и террас. А уж при оформлении интерьеров архитектор развернулся вовсю!
     ...Меня, когда я побывал, как уже говорилось, на одном из здешних концертов, буквально заворожили эти самые интерьеры, хотя я увидел лишь небольшую часть. А посему, едва представилась возможность, пришёл сюда снова, уже в сопровождении знакомого фотографа.
     Из сеней мы практически сразу же попадаем в довольно большой зал с ротондой, бывший прежде, вероятно, гостиной. В глаза сразу бросается оригинальный камин-буфет с изумительным по красоте керамическим декором в виде листьев и латунным экраном, также украшенным растительным орнаментом. Весьма милы традиционные горки для посуды. Обои, равно как и люстра вкупе со светильниками-бра, разумеется, не родные, но они, на мой взгляд, прекрасно вписались сюда. А ещё в зале расставлены ныне ряды стульев и напротив камина появился рояль. Ведь именно тут устраиваются разнообразные литературные и музыкальные вечера.
     Вообще, надо сказать, вся деревянная отделка в особняке сохранилась преотлично, и это даже странно, поскольку в своё время (то есть при советской власти) обреталось здесь общежитие, а потом и детский сад... И часто после аналогичных испытаний старинным интерьерам не удавалось спастись. Однако носовскому дому повезло, и поэтому мы можем по-прежнему, например, отдохнуть немного на большой дубовой скамье у такого же большого панорамного окна на нижней площадке парадной лестницы. Поднимем глаза на потолок и увидим нежную акварель, изображающую нескольких Сиринов, мудрого Змея, а также древнеславянские корабли под раздутыми парусами.
     Вот второй этаж. В нём доступны для обозрения всего две комнаты, одна из которых отделана дубовыми панелями. И снова — оригинальный камин, оригинальные оконные рамы и стёкла, дверные ручки, система отопления и деревянные решётки батарей. Стены декорированы гобеленами и портретами супруги и дочери В. Д. Носова, последняя вышла впоследствии замуж за одного из братьев Рябушинских.
     И уж совершенно невозможно умолчать о паркете! Настоящем дубовом паркете! Очень аскетичного рисунка, но прочном и совершенно не скрипящем. А ведь ему более ста лет, и он пережил и все "прелести" нашенского общежития, и толпы разномастных детей.
     
     Таковое положение бывшего носовского особняка объясняется его крайне разумным и благородным сегодняшним использованием. По завершении двадцатилетней реставрации здесь начал действовать Молодёжный историко-культурный центр, филиал (нотно-музыкальный отдел) Российской государственной библиотеки для юношества. В читальном зале можно поработать за компьютером, а в соседней фонотеке послушать записи на любой вкус. Иногда здесь проходят выставки современной живописи и графики, а раз в неделю — подробная бесплатная экскурсия по дому, включая выход на открытую веранду второго этажа и показ документального фильма о семействе Носовых. К слову, скоро в других верхних помещениях (пока ещё запертых для посетителей) ожидается открытие Музея истории купеческого предпринимательства.
     Но что самое здесь примечательное, так это регулярные (и опять же бесплатные!) концерты. В основном, классической фортепьянной, камерной и вокальной музыки. Однако не редкость также фольклорные коллективы и отдельные исполнители на народных инструментах, джазовые музыканты и барды. Приходят и молодые поэты. Все концерты пользуются бешеной популярностью среди образованной столичной публики, пустых мест в зале никогда не бывает!!!
     
     В общем и целом, весьма приятный, уютный и по-настоящему живой дом — подлинная жемчужина старой Семёновской слободы...