__ ИЗ МАКЕДОНСКОЙ ПОЭЗИИ
Московский литератор
 Номер 05, март, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

ИЗ МАКЕДОНСКОЙ ПОЭЗИИ

     
     Республика Македония — маленькая страна, расположенная в центре Балканского полуострова. Она является сокровищницей, где хранятся несметные богатства культуры: иконы, археологические находки, старые книги, предметы искусства. В Македонии огромное число древних церквей, монастырей и мечетей. Целый македонский город — Охрид — как памятник культуры под открытым небом находится под защитой ЮНЕСКО.
     Македония — историческая родина основоположников славянской письменности св. Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников св. Кирилла и Наума.
     Природа Македонии — живописные равнины, горы, реки и, конечно, озера — необычайно красива.
     Может быть, все это способствует тому, что в Македонии существует огромный интерес к поэзии. Вот уже более пятидесяти лет в македонском городе Струга ежегодно проводится всемирно известный поэтический фестиваль "Стружские вечера поэзии". Македонцы очень любят и свою поэзию, и зарубежную. Почти все македонские поэты занимаются переводами. Большинство значимых русских поэтов переведено на македонский язык.
     8 марта мы отмечаем праздник женщин. Пользуясь случаем, хочу предложить вам, уважаемые читатели, мои новые переводы на русский язык стихотворений шести современных македонских поэтесс, представительниц среднего поколения, стихи которых широко известны и любимы в Македонии. Я уверена, что их поэзия будет интересна и русским читателям.
     Подборка подготовлена при содействии 1-го Секретаря Правления МГО СП России Максима Замшева.

Ольга ПАНЬКИНА

     
     Гордана МИХАЙЛОВА-БОШНАКОСКАЯ
     
     ГЛУБИНЫ
     Падает ночь, а я одна
     и падает море, а я одна.
     Вхожу в ночь
     совсем одна.
     Вхожу в море
     совсем одна.
     Плыву и плыву
     совсем одна.
     Вокруг меня
     море.
     Я во всех
     морях,
     
     совсем одна,
     глубоко-преглубоко
     в утробе праматери.
     
     ВЕТЕР
     Кружит везде —
     прилетит и скорей улетать.
     К другим
     спешит.
     Продувает
     насквозь.
     Разносит послания —
     не остановить.
     И лишь на миг
     задерживается во мне.
     С ним я сразу засыпаю.
     
     БЕСКОНЕЧНОЕ
     Если перед сном ты дашь мне хлеба,
     я утолю им голод.
     Если перед сном ты даешь мне воды,
     я утолю ей жажду.
     Если перед сном ты дашь мне денег,
     что я куплю,
     что я куплю.
     Купи свой сон,
     чтобы опять приснилось,
     как я даю тебе хлеба,
     а ты его ешь.
     Как я даю тебе воды,
     а ты ее пьешь.
     Как я даю тебе денег,
     чтобы купить себе сон.
     
     Светлана ХРИСТОВА-ЙОЦИЧ
     
     ДУША ЧЕЛОВЕКА
     Что видишь, — говорит,
     Что видишь на иконе?
     Вижу женщину с ребенком на руках.
     Душу, — говорит,
     Душу живую видишь.
     Душу? — говорю.
     А как выглядит душа человека?
     Человек не знает, — говорит.
     А художник знает, — говорит.
     Вот же она:
     кормящая мать на иконе.
     Разве душа и есть кормящая мать, —
     скажи, сестра Зинаида?
     Душа, — говорю.
     Душа, — говорит.
     Художник это знает,
     а человек не знает.
     
     ЛЮБОВЬ ИКОНА
     Любовь, что ты такое?
     Икона или властитель.
     Что?
     Что ты знаешь, чего не знаешь?
     Любовь, ты игра серебряная.
     Ночная.
     Палец без кольца!
     О, любовь, недосказанность
     в бесконечном просторе,
     в храме.
     Что ты такое?
     Икона или властитель.
     Любовь, что ты?
     
     ТЫ ЧТО-ТО СКРЫВАЕШЬ
     Соломенный крест у криницы
     целуя передо мной,
     ты клялся тайной Денницы,
     и старой и новой луной,
     что я драгоценность и вряд
     ли лучше видали досель.
     Что храм я, где свечи горят,
     и я для крещенья купель.
     Но пересыхает криница,
     мелеет день ото дня.
     Мутнеет в кринице водица.
     Скажи, что ты скрыл от меня?
     
     
     Катица КЮЛАВКОВА
     
     ДАР
     Перед тем, как мне открыться,
     море проговорило:
     подари мне что-нибудь.
     Я сказала: Поэзия, я ею мечена.
     Оно: Ну, нет, она слишком уж вечная.
     Я: Любовь, что меня убивает.
     Оно: Нет, дай мне, что не убывает.
     Я: Есть счастье, жаль только, что мало.
     Оно: Его и возьму я, пожалуй.
     Моря меня обманула ширь.
     Море — лишь отпечаток души.
     Море — простое слово.
     
     УТЕШЕНИЕ СЛОВА
     Ночь у меня на пороге рычит,
     все ослепила и глухо стучит.
     Ближе к полуночи яростный шквал
     времени записи поразбросал.
     Ветер утих. Ухожу прочь из дома.
     Ночь как дорога — длинна, незнакома
     — так же, как память, безумие, горе,
     я же люблю море, море и море.
     
     МЕЛАНХОЛИЯ
     иногда, когда я вспоминаю,
     что меня любили так,
     как мне самой
     мечталось
     в какой-то другой жизни,
     по телу бегут мурашки
     от неустроенности,
     обычной для тех,
     кто не от мира сего,
     а хотели бы быть.
     
     
     Весна АЦЕВСКАЯ
     
     ВРЕМЯ — ЭТО ГИГАНТСКИЙ МАМОНТ,
     А Я — ЭТО Я
     Время — это гигантский мамонт,
     а я — это ястреб,
     я — это я.
     Я веками летаю в одиночестве,
     летаю со дня сотворения
     первого ястреба,
     лечу высоко и
     еще выше,
     пролетаю над континентами,
     но до сих пор не могу
     своим желтым оком
     проглотить
     сына титанов.
     Я — это ястреб,
     я — это я.
     Время — гигантский мамонт —
     все топчет безжалостно,
     приближается ли.
     
     БЕСКОНЕЧНОСТЬ,
     НЕ-УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И ТЫ
     Великий кит, Бесконечность!
     Кит, какого Не-упорядоченность и ты
     никогда не видели, никогда не ловили.
     Тебе снится, что ты видишь сон:
     кит, вечно плывущий
     к конечной станции.
     Кит останавливается, превращается
     в нечто новое, неожиданное.
     Падают и плавятся звезды.
     Две, совсем крохотные, все еще светят,
     мерцают у тебя на мочках ушей.
     
     НЕ-УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И РУКИ
     Они никогда не одни.
     Но кто за ними? Кто?
     Следователь без труда найдет
     следы, ведущие по кругу.
     Круг уже стал квадратом,
     ушедшим на два метра в землю.
     В темноте, все более ясной,
     становится неясность.
     Отсюда переход легче
     для тех, у кого нож и символ.
     
     
     Лильяна ДИРЬЯН
     
     ЛЮБИМЫЕ МЕСТА
     Я больше не могу
     охватить одним взглядом
     все места, мною любимые
     Ластово — мое ласточкино
     время без времени года
     о, простор без где
     время без когда
     я туда перетекаю капля за каплей
     сочась по стенам
     всего что зовется моим
     и произносит мое имя
     меня нет без вас
     о, места любимые
     я ношу вас перед глазами
     а вы по щекам
     моим скользите
     соленым
     
     ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
     Завтра
     мне будет
     сорок
     сегодня я оставляю
     позади себя
     весь печальный
     след лет
     
     ТАК ГОВОРИЛА МАРИНА ЦВЕТАЕВА
     "Прошу тебя: не относись ко мне
     как к женщине, а — скажем —
     как к дереву идущему Тебе
     навстречу шумя листвой. Дерево
     не обвинишь в избытке чувств".
     О, сколько новых побегов на одном саженце!
     
     ЭЛЕГИЯ
     Тебя давно уже нет
     ни голоса твоего я не слышу
     ни лица твоего не вижу
     Там где я есть
     ты уже был
     откуда ушла
     ты приходишь
     когда мой будильник звонит
     ты засыпаешь
     я путешествую
     по узкоколейке
     жизни
     Я открываю глаза
     тебя нет
     закрываю
     твоя улыбка
     в шестьдесят пять зубов
     торопится к моей яви
     
     Вера ЧЕЙКОВСКАЯ
     
     ЧЕЛОВЕК И ДВЕРЬ
     Когда человек
     Закрывает дверь
     Он закрывает ее
     Резко и шумно
     Оставляя
     Позади ее
     Стеклянного
     Деревянного
     Железного
     Тела
     Бесчисленные
     Лица
     Слова
     Отражения
     Мертвую природу
     Живые воспоминания
     А когда дверь
     Закрывается сама
     Она закрывается
     Бесконечно долго
     Оставляя
     Позади своего
     Непрозрачного тела
     Мертвое пространство
     
     БОСХ
     иероним посмотрел свято и светло на Херто-
     генбосскую площадь:
      брабантские каменные дьяволицы теснятся
      по церковным фасадам:
      священники ведут учет в святых
      конторских книгах
     иероним посмотрел проникновенно и на звуки:
      все золотые трубы в великолепной синеве
      заходятся в частом адски ненасытном ритме
      как дождь:
     когда капли как исчезающие привидения с небес
     спускаются в: липкую лопающую глубину:
     улица люциферская.
      O
     мощный полет света к стеклянным
     оградам преградам на стеклянных параллелепипедах
     на и т. д. нагороженные заграды
      гладкий объем воздуха
     системное распределение непрозрачных зеркал
      равномерный эвклид вечносияющей улицы.
     Округлость только в жемчужинах ожерелья
     и волны сладости в автоматах.
     И:
     небесному отрезку
     я хотела высказать
     синее безумие