Республика Македония — маленькая страна, расположенная в центре Балканского полуострова. Она является сокровищницей, где хранятся несметные богатства культуры: иконы, археологические находки, старые книги, предметы искусства. В Македонии огромное число древних церквей, монастырей и мечетей. Целый македонский город — Охрид — как памятник культуры под открытым небом находится под защитой ЮНЕСКО.
Македония — историческая родина основоположников славянской письменности св. Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников св. Кирилла и Наума.
Природа Македонии — живописные равнины, горы, реки и, конечно, озера — необычайно красива.
Может быть, все это способствует тому, что в Македонии существует огромный интерес к поэзии. Вот уже более пятидесяти лет в македонском городе Струга ежегодно проводится всемирно известный поэтический фестиваль "Стружские вечера поэзии". Македонцы очень любят и свою поэзию, и зарубежную. Почти все македонские поэты занимаются переводами. Большинство значимых русских поэтов переведено на македонский язык.
8 марта мы отмечаем праздник женщин. Пользуясь случаем, хочу предложить вам, уважаемые читатели, мои новые переводы на русский язык стихотворений шести современных македонских поэтесс, представительниц среднего поколения, стихи которых широко известны и любимы в Македонии. Я уверена, что их поэзия будет интересна и русским читателям.
Подборка подготовлена при содействии 1-го Секретаря Правления МГО СП России Максима Замшева.
Гордана МИХАЙЛОВА-БОШНАКОСКАЯ
ГЛУБИНЫ
Падает ночь, а я одна
и падает море, а я одна.
Вхожу в ночь
совсем одна.
Вхожу в море
совсем одна.
Плыву и плыву
совсем одна.
Вокруг меня
море.
Я во всех
морях,
совсем одна,
глубоко-преглубоко
в утробе праматери.
ВЕТЕР
Кружит везде —
прилетит и скорей улетать.
К другим
спешит.
Продувает
насквозь.
Разносит послания —
не остановить.
И лишь на миг
задерживается во мне.
С ним я сразу засыпаю.
БЕСКОНЕЧНОЕ
Если перед сном ты дашь мне хлеба,
я утолю им голод.
Если перед сном ты даешь мне воды,
я утолю ей жажду.
Если перед сном ты дашь мне денег,
что я куплю,
что я куплю.
Купи свой сон,
чтобы опять приснилось,
как я даю тебе хлеба,
а ты его ешь.
Как я даю тебе воды,
а ты ее пьешь.
Как я даю тебе денег,
чтобы купить себе сон.
Светлана ХРИСТОВА-ЙОЦИЧ
ДУША ЧЕЛОВЕКА
Что видишь, — говорит,
Что видишь на иконе?
Вижу женщину с ребенком на руках.
Душу, — говорит,
Душу живую видишь.
Душу? — говорю.
А как выглядит душа человека?
Человек не знает, — говорит.
А художник знает, — говорит.
Вот же она:
кормящая мать на иконе.
Разве душа и есть кормящая мать, —
скажи, сестра Зинаида?
Душа, — говорю.
Душа, — говорит.
Художник это знает,
а человек не знает.
ЛЮБОВЬ ИКОНА
Любовь, что ты такое?
Икона или властитель.
Что?
Что ты знаешь, чего не знаешь?
Любовь, ты игра серебряная.
Ночная.
Палец без кольца!
О, любовь, недосказанность
в бесконечном просторе,
в храме.
Что ты такое?
Икона или властитель.
Любовь, что ты?
ТЫ ЧТО-ТО СКРЫВАЕШЬ
Соломенный крест у криницы
целуя передо мной,
ты клялся тайной Денницы,
и старой и новой луной,
что я драгоценность и вряд
ли лучше видали досель.
Что храм я, где свечи горят,
и я для крещенья купель.
Но пересыхает криница,
мелеет день ото дня.
Мутнеет в кринице водица.
Скажи, что ты скрыл от меня?
Катица КЮЛАВКОВА
ДАР
Перед тем, как мне открыться,
море проговорило:
подари мне что-нибудь.
Я сказала: Поэзия, я ею мечена.
Оно: Ну, нет, она слишком уж вечная.
Я: Любовь, что меня убивает.
Оно: Нет, дай мне, что не убывает.
Я: Есть счастье, жаль только, что мало.
Оно: Его и возьму я, пожалуй.
Моря меня обманула ширь.
Море — лишь отпечаток души.
Море — простое слово.
УТЕШЕНИЕ СЛОВА
Ночь у меня на пороге рычит,
все ослепила и глухо стучит.
Ближе к полуночи яростный шквал
времени записи поразбросал.
Ветер утих. Ухожу прочь из дома.
Ночь как дорога — длинна, незнакома
— так же, как память, безумие, горе,
я же люблю море, море и море.
МЕЛАНХОЛИЯ
иногда, когда я вспоминаю,
что меня любили так,
как мне самой
мечталось
в какой-то другой жизни,
по телу бегут мурашки
от неустроенности,
обычной для тех,
кто не от мира сего,
а хотели бы быть.
Весна АЦЕВСКАЯ
ВРЕМЯ — ЭТО ГИГАНТСКИЙ МАМОНТ,
А Я — ЭТО Я
Время — это гигантский мамонт,
а я — это ястреб,
я — это я.
Я веками летаю в одиночестве,
летаю со дня сотворения
первого ястреба,
лечу высоко и
еще выше,
пролетаю над континентами,
но до сих пор не могу
своим желтым оком
проглотить
сына титанов.
Я — это ястреб,
я — это я.
Время — гигантский мамонт —
все топчет безжалостно,
приближается ли.
БЕСКОНЕЧНОСТЬ,
НЕ-УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И ТЫ
Великий кит, Бесконечность!
Кит, какого Не-упорядоченность и ты
никогда не видели, никогда не ловили.
Тебе снится, что ты видишь сон:
кит, вечно плывущий
к конечной станции.
Кит останавливается, превращается
в нечто новое, неожиданное.
Падают и плавятся звезды.
Две, совсем крохотные, все еще светят,
мерцают у тебя на мочках ушей.
НЕ-УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И РУКИ
Они никогда не одни.
Но кто за ними? Кто?
Следователь без труда найдет
следы, ведущие по кругу.
Круг уже стал квадратом,
ушедшим на два метра в землю.
В темноте, все более ясной,
становится неясность.
Отсюда переход легче
для тех, у кого нож и символ.
Лильяна ДИРЬЯН
ЛЮБИМЫЕ МЕСТА
Я больше не могу
охватить одним взглядом
все места, мною любимые
Ластово — мое ласточкино
время без времени года
о, простор без где
время без когда
я туда перетекаю капля за каплей
сочась по стенам
всего что зовется моим
и произносит мое имя
меня нет без вас
о, места любимые
я ношу вас перед глазами
а вы по щекам
моим скользите
соленым
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Завтра
мне будет
сорок
сегодня я оставляю
позади себя
весь печальный
след лет
ТАК ГОВОРИЛА МАРИНА ЦВЕТАЕВА
"Прошу тебя: не относись ко мне
как к женщине, а — скажем —
как к дереву идущему Тебе
навстречу шумя листвой. Дерево
не обвинишь в избытке чувств".
О, сколько новых побегов на одном саженце!
ЭЛЕГИЯ
Тебя давно уже нет
ни голоса твоего я не слышу
ни лица твоего не вижу
Там где я есть
ты уже был
откуда ушла
ты приходишь
когда мой будильник звонит
ты засыпаешь
я путешествую
по узкоколейке
жизни
Я открываю глаза
тебя нет
закрываю
твоя улыбка
в шестьдесят пять зубов
торопится к моей яви
Вера ЧЕЙКОВСКАЯ
ЧЕЛОВЕК И ДВЕРЬ
Когда человек
Закрывает дверь
Он закрывает ее
Резко и шумно
Оставляя
Позади ее
Стеклянного
Деревянного
Железного
Тела
Бесчисленные
Лица
Слова
Отражения
Мертвую природу
Живые воспоминания
А когда дверь
Закрывается сама
Она закрывается
Бесконечно долго
Оставляя
Позади своего
Непрозрачного тела
Мертвое пространство
БОСХ
иероним посмотрел свято и светло на Херто-
генбосскую площадь:
брабантские каменные дьяволицы теснятся
по церковным фасадам:
священники ведут учет в святых
конторских книгах
иероним посмотрел проникновенно и на звуки:
все золотые трубы в великолепной синеве
заходятся в частом адски ненасытном ритме
как дождь:
когда капли как исчезающие привидения с небес
спускаются в: липкую лопающую глубину:
улица люциферская.
O
мощный полет света к стеклянным
оградам преградам на стеклянных параллелепипедах
на и т. д. нагороженные заграды
гладкий объем воздуха
системное распределение непрозрачных зеркал
равномерный эвклид вечносияющей улицы.
Округлость только в жемчужинах ожерелья
и волны сладости в автоматах.
И:
небесному отрезку
я хотела высказать
синее безумие
|
|