Юрий Рыченков __ О ВЕЧНОЙ ТАЙНЕ БЫТИЯ
Московский литератор
 Номер 04, февраль, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Юрий Рыченков
О ВЕЧНОЙ ТАЙНЕ БЫТИЯ

     
     Юрий БОГДАНОВ. "Всевышней любовью". Лирика. — Рязань, "Литера М", 2012.
     РУССКАЯ ПОЭЗИЯ рубежа XX-XXI вв.— сложное и неоднозначное явление. В условиях угасания читательского интереса к лирике и при обилии пестрого ряда многочисленных стихотворных публикаций складывается ложное впечатление отсутствия настоящих имен и истинной поэзии. Отчасти проблема осложняется недостаточно быстрой реакцией критики на появление в отечественной литературе новых достойных внимания авторов и произведений. Анализ же поэтических публикаций ведущих литературно-критических журналов показывает, что "в настоящее время "много поэтов хороших и разных", творчество которых по объективным причинам порой не получает достаточного отклика и признания". Я хочу сказать несколько слов о поэте, нашем современнике, поэзия которого является продолжением русской классической поэзии, поскольку опирается на глубокие национальные духовные традиции отечественной христианской поэзии.
     Новая книга известного русского поэта Юрия Богданова "Всевышней любовью" является своеобразным продолжением его лирической поэмы в стихах "Солнцу хвала". Её узнаваемый образный строй даёт более глубокое понимание философской лирики поэта, который следует классическим традициям русского стихотворного творчества.
     Говоря о поэзии Ю. Богданова, прежде всего, хочется отметить её глубину и цельность миросозерцания. Вдумчивый читатель может упрекнуть поэта в приверженности одной теме: божественное начало в слиянии поистине с всепоглощающей любовью к женщине — обожаемому существу окружающего мира.
     Забытый в России удивительный поэт Д.И. Кленовский замечательно ответил на подобные упрёки современников: "Как будто большинство наших поэтов не были поэтами одной темы! А если эта тема так объёмиста, что она охватывает всё то, чем дышит человек — его отношение к жизни, смерти, Богу, Вселенной, — то чем плоха эта "одна" тема?" Поэт Ю. Богданов верен этой теме не только в этой новой книге. Любовь ко всему сущему на земле и на небе, радость жизни и противостояние всем невзгодам, терпение и терпимость, удивление и восхищение тайнами бытия и желание познать эти тайны — вот самое главное в поэзии Ю. Богданова.
     Чтоб отошли во тьму страданья
     И слёзы канули в тот век,
     Чтоб в закоулках мирозданья
     Не затерялся человек…
     Всё это он страстно стремится донести до своих читателей, желая, чтобы они горячо полюбили всё сущее и за краткий срок, отпущенный нам на земле, насладились всеми богатствами прекрасного мира.
     Надо успеть насмотреться, налюбоваться, наслушаться и надышаться, пока мы "здесь", а "там" всё таинственно и не ясно, что нас ждёт.
     Разбуди ты меня, разбуди:
     Этот сон и коварный, и страшный
     Словно нет ничего впереди,
     Только день предзакатный вчерашний…
     ………………………………………….
     Ты меня, не теряя, найди,
     Опали тёплым словом жестокость,
     Растолкай, расцелуй, в сон войди
     Перед шагом в последнюю пропасть.
     Лирика, как феномен души, быстрее прозы реагирует на подобные процессы, затрагивающие внутренние вопросы человека и человечества. Поэзия Ю. Богданова — это поэзия высшего духовного накала, потому что сама мысль, которая присутствует в каждом стихотворении, суть не отвлеченного рационализма, а явление целостного духа.
     Я строю пирамиду из словес
     И душу низвергаю с этой кручи
     Пока не грянет свет с Его небес
     Понятный вечной истине и сути.
     И как апофеоз звучат строки необычайной простоты и силы:
     …Лишь бы шла тропинка к Богу
     Сквозь неверие и грусть.
     Вся поэзия Богданова наполнена глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, о любви к женщине и о любви ко всему окружающему поэта миру. Вся его философия пронизана светом, теплом и радостью. Лирический герой стихов почти всегда автор, который делится своими впечатлениями переживаниями, но читая его удивительные стихи, ощущаешь себя героем этих стихов: это ты страдаешь, радуешься и сомневаешься, это ты возносишься над землёй, любуешься ею и говоришь с Вселенной и с Богом! Душа в стихах Ю. Богданова имеет постоянную связь с космосом:
     Усталость души — не помеха
     Для не остывающих чувств…
     Так млечность — на небе прорехой —
     Наводит вселенскую грусть…
     Читателя, который непременно жаждет "докопаться" до мельчайших деталей прочитанного произведения, рассматривающего стихотворение не как некий сюжет, не может не заинтересовать необычность, подчас парадоксальность образного мышления поэта Ю. Богданова. Достаточно лишь нескольких примеров: "Я не забыл вечерние огни/ В твоих глазах, подёрнутых туманом…"; "Как надгробные плиты, тучи/ Поползли по холодной земле…"; "Молнии, словно спицы/ Втыкаются в рыжий лес…"; "Тяжёлый снег изнемогает…"; "Тоненькие струны паутины/ Напряжённо в космосе звенят…". Богданов хорошо усвоил простую и старую, как мир, но очень трудную для понимания истину, которой руководствовался К. Бальмонт: "Поэзия состоит, в конце концов, из слов, так же как живопись из красок, музыка из чередования звуков. Слова, произнесённые в первый раз, живут, произнесённые во второй раз существуют и, наконец, произнесённые в третий раз только пребывают". Нет смысла в короткой статье перегружать читателя рассказом о различных литературных приёмах, без которых просто не существует высокая поэзия. Можно лишь заметить, что Ю. Богданов владеет этим искусством в совершенстве (да, именно искусством: не зря ведь А.С. Пушкина называли великим искусником). И только человек, искушённый в поэтическом творчестве почувствует, что за стихами Юрия Богданова стоят года раздумий, года упорной творческой работы.
     И ещё несколько слов о важной составляющей поэтического творчества Ю. Богданова — это любовь к женщине, самому близкому и дорогому для него человеку, своей жене, с которой они прожили жизнь в любви и согласии, став почти одним целым. Чем измерить это глубокое чувство?
     Что тебе подарить я смогу?
     Слёз моих неутешных остуду?
     Пред тобой в неоплатном долгу
     Во вселенной я вечно пребуду.
     Читая проникновенные строчки, становится совершенно очевидно, что судьба дала поэту Ю. Богданову редчайшего друга, жизненного спутника в самом благородном и прекрасном смысле этого слова. Такие строчки рождаются только в том случае, когда союз между мужчиной и женщиной основан на большой любви, взаимном понимании, дружбе и полном доверии. Отсюда рождаются такие воздушные интонации:
     Ты — пёрышком упала на ладонь,
     И я не знал, что мне с тобою делать…
     …………………………………………
     Но вздох любви поднял тебя в полёт:
     Я за тобою в космос улетаю.
     Не понимая, Что я оставляю
     И Что меня в просторах звёздных ждёт?
     Высшей благодарностью любимому человеку звучат признательные строки:
     Пока я с тобой — пишу
     Пока я тобой — дышу.
     …………………………
     На земле моей пустынной
     Без тебя и жизни нет.
     ……………………………….
     Жизнь показалась бы случайною,
     Когда бы ни любовь к тебе.
     Больше всего боится Ю. Богданов оставить жену "здесь" одну, своим уходом принеся страдание любимой, которой будет так одиноко и холодно без него.
     …Когда вдруг рядышком с собой
     Меня во днях не обнаружишь,
     Глаза подёрнутся тоской
     На берегу вселенской стужи.
     Завершает книгу знаковое стихотворение, которое вбирает в нескольких строчках раздумья поэта о предназначении человека, о смысле жизни, простые по сути своей и чрезвычайно сложные для житейского понимания. Переход в иной мир волнует поэта, но не повергает его в отчаяние. Он и в читателя своего вселяет спокойствие перед неотвратимым уходом из "этой" жизни, переходом в мир иной. Поэту хочется верить, что уйдёт он не совсем, что он вернётся.
     Ненавижу старуху-старость,
     Жизнь мою кладёт на весы:
     Сколько жить тебе, дед, осталось —
     Метрономом стучат часы...
     …………………………………..
     Отойдёт всё… И станет глухо,
     Как у времени на краю…
     Приведёт старость смерть-старуху —
     Ненавижу их и люблю.
     Нет никаких сомнений в том, что каждый, кто внимательно прочитает эту книгу, не отложит её в сторону, не поставит на полку, а вновь возьмёт её в руки и, я уверен, вновь откроет для себя что-то новое и очень близкое, и созвучное своим мыслям. Такие книги-размышления, книги-исповеди живут вне времени. Этой книге уготована долгая жизнь, потому что мысли, талантливо вложенные в стихотворные произведения поэтом Юрием Богдановым вечны, как и сама жизнь.
     Хочется пожелать русскому поэту Юрию Богданову благодарного вдумчивого читателя и новых книг на благо русской литературы.