Екатерина Фёдорова __ «НЕТ, ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ НЕ СДАН!»
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Екатерина Фёдорова
«НЕТ, ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ НЕ СДАН!»

     
     “Непобеждённый. К 70-летию со дня рождения Слободана Милошевича”. — Москва. 2011.
     БОЛЬШИНСТВО ТЕХ ЛИ ИНЫХ произведений искусств появляются на свет в результате любви. Чтобы родился роман, картина, стихотворение, песня, фильм, надо любить то или того, кому она посвящена, кого воспевает или просто изображает. Надо любить музыку, литературу, живопись… Конечно, в произведениях находит место и неприятие, ненависть. Но ненависть имеет в основе любовь: к тому, кто обидел того, кого любишь ты. И врагов мы ненавидим не просто потому, что они — враги. А потому, что они убивали наших близких, сжигали наши города, уничтожали наши памятники, святыни.
     В школьные годы поразила фраза учителя литературы, которая, говоря о произведениях, посвящённых Великой Отечественной войне, подчеркнула, что те трагические события породили без преувеличения великую литературу (ещё и музыку, живопись, но речь шла о литературе). Конечно, лучше бы трагедии не было. Но коли была… Я не могла принять мысль, что в трагедии может быть хоть что-то положительное. Подростковое максималистское восприятие не принимало такого "добра" среди "худа". Это запомнилось.
     Убийство Пушкина родило стихотворение "На смерть поэта", после казни Зои Космодемьянской появилась поэма "Зоя". Это произведения, ставшие явлениями в литературе. Конечно, не всякая трагедия побуждает художников, не всякая смерть рождает шедевры.
     В современной истории одним из трагических событий, повлиявших на ход мировой истории, является убийство в гаагской тюрьме Слободана Милошевича. Именно с его незаконного отстранения от власти, незаконного ареста, незаконной выдачи незаконному органу — трибуналу, в тюрьме которого и наступила смерть от сердечного приступа, начался нескончаемый марафон беззакония по всему миру, продолжающийся и поныне: Хусейн, Каддафи...
     Наглость и цинизм, с которыми вершилось беззаконие, вызвало не только сочувствие, но и возмущение, протест. Наверное, по всему миру нашли отклик те события. В России одним из откликов на разгром Югославии и расправу над её лидером стали поистине высокие образцы художественных произведений: стихов, поэм, песен. Многие из них останутся среди лучших произведений русской поэзии. Это цикл стихов Елены Громовой, поэма "Звезда сербскости" Юны Мориц, стихи Екатерины Польгуевой. В этих строках то, что и делает поэзию поэзией: красота слога, точность метафоры, заложенная сила чувства.
     Эти произведения вошли в книгу "Непобеждённый". Она посвящена 70-летию со дня рождения Слободана Милошевича и является памятником (книга даже внешним видом напоминает плиту из красного гранита, на которой фотография улыбающегося Слободана) герою современности, который распознал "мировые тенденции" узурпации власти во всём мире Америкой и её европейскими приспешниками, и своей борьбой против этого бросил вызов "мировому негодяйству", как назвал его схватку с новым мировым порядком русский философ Александр Зиновьев.
     В книге приведены произведения как профессиональных, так и непрофессиональных поэтов. Но все стихи равнозначны по силе воздействия на читающего. Циклом стихов книга заканчивается. И они являются сильным эмоциональным аккордом.
     За прозорливость, за нацеленность на борьбу с подавлением суверенитета своей страны, за разоблачение истинных причин разгрома Югославии и выявление настоящих виновников гибели людей лидер сербов и был умерщвлён в гаагских застенках. Об этом на страницах издания говорят видные российские политики и общественные деятели.
     Лидеры политических партий и движений (Г.Зюганов, С.Бабурин), военный (генерал Л.Ивашов), писатель (А.Проханов), государственный деятель (Е.Примаков), учёные (Н.Нарочницкая, А.Мезяев, Е.Гуськова) отмечают разные грани личности Милошевича: как гражданина, как политика, как руководителя. И перед нами многосторонне предстаёт образ обаятельного человека, деятеля мирового масштаба с твёрдой позицией, который способен был проводить самостоятельную, поистине независимую политику, потому что не зависел от диктата сторонних сил, в своей деятельности руководствовался интересами своего народа. Он не действовал с оглядкой на окрики "вашингтонского обкома", ему было важно мнение и стремления людей, граждан его страны.
     Документом эпохи можно назвать статью "Слободан Милошевича "Фрагменты политической биографии", написанную Бориславом Милошевичем, который не только рассказал о личной жизни брата. Видный политический деятель Югославии, Сербии, дипломат, в 1998-2001 годах Чрезвычайный и Полномочный посол СРЮ в России, он компетентно говорит о политических перипетиях трагического периода в жизни своей страны и своего брата, анализирует, как события на Балканах повлияли на ход современной истории.
     Особую роль Слободана Милошевича в новейшей мировой истории отмечают все. А в словах Натальи Нарочницкой это выражено не только точно, но и эмоционально: "Жизнь и личность Слободана Милошевича как в капле воды отразила драматическую судьбу сербского народа в двадцатом веке. Раздираемая соблазнами соперничающих версий земного рая, испытавшая все мыслимые коварства врагов, а также предательство друзей и братьев, многострадальная Сербия и ее народ оказались в центре противоборства мировых сил за господство.
     Слободан Милошевич был кровью и плотью своего народа с его противоречивыми исканиями, чаяниями, иллюзиями, взлетами и падениями и пережил с ним самые драматические испытания. Сегодня, когда ясен исторический смысл содеянного с сербами и на Балканах, героическое сербское сопротивление 1999 года, которое возглавлял Слободан Милошевич, видится как последний чистый и яркий язык пламени…
     Милошевича продали свои — победившие либералы — те из них, что изначально были на содержании спецслужб Запада. Для тогдашних США и НАТО, для Блэра свержение Милошевича было главным оправданием и доказательством победы НАТО. Как писали сами американские аналитики, "если не посадить Милошевича, придется сажать Клинтона", ведь до тех пор, пока Милошевич не осужден, бомбардировки НАТО не будут иметь даже формального юридического прикрытия. На поддержку той части либеральной сербской оппозиции, что готова была выполнять заказ, только по легальным каналам были затрачены серьезные деньги…".
     Эти слова перекидывают мост в нашу действительность: либералы во всём мире — предатели интересов народа, вечные искатели денег и личных благ, готовые на предательство, обман, подлог... И борьба с ними — это борьба с мировым злом, которое, если его не остановить, не противодействовать ему, уничтожит всё, не вписывающееся в его рамки. А его рамки очень узки для чужих и широки для своих. Чужие виноваты уж тем, что либералам хочется кушать. Формула проста. А Милошевич открыто заявлял: "Здесь, в Сербии, отражая нашествия НАТО, мы защищаем не только себя. Мы защищаем право всех государств оставаться независимыми. Сегодня атакуют нас, завтра будет атакован другой народ…Мы, сербы, отвергаем мир, в котором большинство стран и государств порабощены… Мы приветствуем и верим в мир равноправных и свободных народов".
     Эти слова сказаны Слободаном Милошевичем в интервью Александру Проханову (эта беседа также вошла в книгу) в 1999 году, когда Белград уже бомбили. И мы видим: то завтра, о котором предупреждал Милошевич, уже наступило для многих, и наша страна — на очереди.
     Книга "Непобеждённый" — это не только дань памяти герою, но и его завет: "Каждый народ обязан защищать свою свободу. Исторический опыт говорит: свобода не даётся даром, свобода завоёвывается".