Вл. Гусев __ «ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ»
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
«ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ»

     
     Это афоризм из старой мудрой книги. Все умные люди всегда знали его. Лев Толстой использовал эту формулу, сравнивая монархию и демократию (монархия — один против всех, демократия — все против всех). Афоризм-то известен, но это как микроб. В наших организмах всегда есть все микробы, но болезнь начинается только тогда, когда они вдруг размножаются вне всякой меры.
     Как представляется, микроб сейчас размножился. Влияют тут и приближение выбора президента, и общемировой кризис, и геологическое состояние планеты Земля, и разное прочее.
     В России, которая всегда сильна была деревенской общиной, армейской коллективной дисциплиной, в определённые годы культом самого слова "коллектив", — как бы по принципу антитезы всему этому, распалась не только связь времён, но и человеческие связи. Дружеские, корпоративные, профессиональные. (О любовных не говорю, тут другое, но если коротко, тоже всё изменилось к худшему). Слова "предательство" и смежные так и витают в воздухе. Все подозревают всех, а из этого происходит и "все против всех". Из сущих пустяков рождаются долгие неприязни и даже ненависти. Так и вспоминаются гоголевские Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем.
     По себе знаю: сто лет не общался или даже не был знаком с кем-то — и с удивлением узнаю:
     — Ты знаешь, он (она) тебя ненавидит.
     Что?
     Чего?
     Не ведаем.
     В литературных кругах всё это особенно болезненно. Зависть, неприятие соседа, просто истерическое настроение, порождающее непредусмотренную взаимную ненависть, ну и так далее — всё это и всегда было чертами так называемой художественной интеллигенции.
     А сейчас, когда, скажем так, незаслуженные деньги вышли на первый план, — оно обострилось.
     Слова "гад", "подлец", "вор" и прочая недипломатичная и, прямо скажем, нерусская по сути лексика пошла во всю силу в ход, и притом не применительно к истинным подлецам и т.д., а — применительно к соседям по творческому цеху.
     И никто не крикнет:
     — Братья, что происходит?
     Братья, давайте объяснимся.
     Скажут: это что, все такие?
     Да нет, конечно.
     …Но нормальные люди сидят по углам: "кашу ест, ссутулясь" (Твардовский).
     …И думает каждый: я один нормальный, а они все…
     Нет, чтобы хотя бы снять трубку (или всего лишь нажать кнопку!) — да позвонить другому нормальному…
     
     31 января 2012.