Константин Ерофеев __ «НОВЕНЬКОЕ» О ВОЙНЕ
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Ерофеев
«НОВЕНЬКОЕ» О ВОЙНЕ

     
     ПОНЯТНО, ЧТО ВОЙНА — она кому мачеха, а кому мать родна. Мачеха для десятков миллионов искалеченных, израненных, вдов и сирот. А мать для тех, кому война беспроигрышный коммерческий "бренд".
     Сложилось у меня впечатление, что авторы фильма "Смертельная схватка" не поставили себе непосильной сверхзадачи, а просто соорудили для всеядного электората новую мыльную оперу о войне. Правда, не без претензии сказать о ней что-нибудь новенькое.
     Разумеется, были и в старые времена фильмы о войне с незамысловатым сюжетом, без особой интриги. Иногда эти "особенности" скрашивались идеологией, бывало, замечательной игрой актеров.
     Вот в почти водевиле "Небесный тихоход" искать "правду о войне", наверное, не стоит. Но кто посмеет назвать игру Николая Крючкова и его товарищей-актеров "проходными ролями"? Эти фильмы любят и смотрят вновь вот уже десятки лет.
     Боюсь, не столь долговечным будет внимание зрителей к сериалу Александра Франскевича-Лайе "Смертельная схватка". Анекдотичен сюжет фильма. В руках у наших оказались какие-то секретные немецкие коды предстоящей восточно-прусской наступательной операции. Разумеется, никто, кроме лысого генерал-майора Жарова (Александр Тютин), в Советской Армии разгадать эти коды не может. Хоть у него помощников-шифровальщиков целый батальон. Как принято в современном кинематографе, сами мы не с усами, в помощь генералу прислали спеца-англичанина, а союзнички-американцы прислали какую-то умную дешифровочную машину. То ли полиграф, то ли компьютер (нам не показали). В общем и целом, все дело в этих самых кодах, а судьба фронта в руках лысого генерала.
     Это понимают и фашисты. Поэтому тупо и последовательно шлют в лесопарк у генеральского особняка группы парашютистов-боевиков. Сынки Скорцени с завидным постоянством попадают в руки супербоевиков-смершевцев. Откуда их столько взяли, если это не центральный аппарат в Москве, а деревня в Западной Белоруссии. Верховодит ими брутальный майор (сам Франскевич-Лайе). С вытаращенными глазами, вечно кашляющий, в задрипанном шарфе, майор творит прифронтовое правосудие (аналог "правосудия по-техасски" в американских боевиках): пьет из горла, "базарит", бьет морды, надоедает пустопорожними разговорами о смысле жизни. Когда майор-смершевец впервые начинает рассуждать в присутствии других военнослужащих о "сталинских опричниках", начинаешь думать, что он провоцирует собеседников. Однако подобные беседы он заводит снова и снова, из чего делаешь вывод, что майор нуждается в любви и понимании (собственно, как пьяница и требует к себе любви и уважения). К тому же майор крашеный блондин…
     Собеседников, впрочем, у смершевца немного. Лысый генерал хоть и принимает вламывающегося к нему без стука майора, но отвлечься от своих кодов не может. Начальник охраны генерала мускулистый капитан-боевик Николай Белов (В.Епифанцев) и вовсе отмахивается от назойливого смершевца. Хотя тот все пугает его террористическим прошлым (что за прошлое такое было у Николая мы так и не узнаем, но будем предполагать, что наш главный герой, как и положено теперь, "испил горькую чашу сталинских репрессий") и всячески отвлекает от службы. А служба Белова состоит в охране генерала от гитлеровских парашютистов и вечно промахивающейся снайперши Марты. Причем капитан Белов, как и положено современному бизнес-телохранителю, знает только два способа физической защиты. Первый состоит в окружении генерала плотным кольцом солдат и офицеров (надо думать, для того, чтобы снайперша в их беспорядочной толпе не сразу обнаружила генерала). Добавим, что для пущей надежности, вокруг этой толпы носится суетливый майор-смершевец. Второй способ - прикрыться женщиной. Для этого Белов зовет старлейшу-снайпершу Ольгу Ершову (Анна Тараторкина), по совместительству свою полковую пассию. Ей то и выпала невыполнимая миссия найти и обезвредить коллегу с "той" стороны. Белов все лезет пообжиматься в лесочке, но Ольга неумолима. Берет шинель и идет на охоту.
     Почему нельзя перевести генерала Жарова в безопасное место или хотя бы не возить его по тем маршрутам, где ошивается снайперша Марта, неясно. Впрочем, не все понятно и с самой Мартой. Оказывается, девка-эсэсовка не истинная арийка, а полька. Взяли ее, видимо, за ее прямо-таки пещерную ненависть к коммунистам, которую та постоянно декларирует. Да не она одна, вот и жители близлежащей деревни, которую в поисках снайперши решил прочесать смершевец, все как один скалят зубы на наших солдат. А староста и вовсе кричит смершевцу, что он кулак и соввласть ненавидит. За что неоднократно получает от майора по зубам, а потом и вовсе пулю в лоб. Впрочем, в тот раз удача смершевцу улыбнулась, задержали Марту. Видимо, опознали среди деревенских оборванцев по черному жакету (почти а-ля Коко Шанель). Так все равно не много ему чести, Марта вскоре сбегает из-под носа целого смершевского подразделения.
     И когда кажется, что Марту, колесящую вокруг генеральского дома и постреливающую из-за каждого пня, уже не поймать, Ершова вспоминает, что с Мартой она, оказывается, знакома еще с довоенных времен. Вместе на соревнованиях прохлаждались. А раз так, то, зная мартовские повадки, супервумен Ольга Ершова ее враз вычислила. И легко узнала, хотя Марта все носила на лице какую-то грязную тряпку, вроде как паранджу. Напоследок подруги потрепались. Ольга кричит, мол, Марта сдавайся, не доводи до греха. Та в ответ: "Снайперши не сдаются! Коммунистов ненавижу!" Так до вечера они бы из-за соседних кустов переговаривались, но на беду и как всегда некстати прибежали неуемные капитан с майором. Подранив обоих, Марта обнаружила себя и была застрелена спортсменкой, комсомолкой и красавицей Ольгой.
     Впрочем, если все вышеперечисленные эпитеты подходят Анне Тараторкиной, дочери знаменитого и любимого Георгия Тараторкина, то вот по части выразительности и проработанности образа, мастерства исполнения остаются вопросы. Это относится и к другим актерам. В погоне за хлебом насущным исполнители главных ролей сделали себе прочную "блатную" репутацию многочисленными ролями в сериалах.
     Так, Владимир Епифанцев знаком по ролям благородного заключенного Упорова (к/ф "Фартовый"), лидера скинхедов в "Антикиллере, 2", киллера в "Покушении", уголовника же в "Граница. Таежный роман".
     Не менее богат "послужной список" у Александра Тюрина: киллер Зондер ("24 часа"), опять же киллер ("Умножающая печаль"), вор в законе Колган ("Антикиллер"). Правда, при всем этом В.И.Ленин (!) ("Две любви").
     К чему я все это? Только к тому, что сомнительные образы этих хороших актеров к ним очень прочно привязались…
     Чуть-чуть про идеологию. Красной линией проходит антисоветизм. Народ против "красных", костерит их на каждом углу, да и сама армия стонет под гнетом зверей-комиссаров и смершевцев. Даже майор-смершевец в хмельном угаре начинает понимать, что "все не так, ребята". Все у нас бестолково, безалаберно. Правда, и эта "линия" проработана не более, чем линии любовная или военная.
     В общем, получился маловыразительный боевик. Хотя с таким актерским составом, с небезынтересными сценарными идеями можно было сказать о той войне чуть по-иному.