Иван Голубничий __ ПЕСНЯ ДУШИ
Московский литератор
 Номер 01, январь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
ПЕСНЯ ДУШИ
Софья ХРУСТАЛЁВА, "Мельница жизни" (поэтические миниатюры), "Чувства — птица колибри" (поэтические миниатюры). — Рязань:, "Литера М", 2011.
     
      Две новые книги Софьи Хрусталёвой — "Мельница жизни" и "Чувства — птица колибри" (с одинаковым подзаголовком "поэтические миниатюры"), отмечены той свежестью поэтического дыхания, которая, на мой взгляд, не так часто встречается в сегодняшнем поэтическом многоголосье.
     Нет, разумеется, сегодня, как и во все времена в России, много талантливых людей и много ярких, запоминающихся стихов. Нынешнее неромантическое время парадоксальным образом отмечено всплеском поэтических дарований и, как следствие, большим количеством издаваемых книг. Сегодня, когда издание книги так или иначе доступно каждому, поэты спешат излить боль и радость своей души на страницы книг и отдать свои откровения на пристрастный или, наоборот, снисходительный суд читателя. Многие современные авторы придерживаются испытанных тем и ограничиваются старательным и добросовестным воспроизведением благонамеренных поэтических установок, традиционных для русской поэзии. Некоторые, напротив, стремятся расширить горизонты традиционного стихосложения и тематического круга. И тем, и другим далеко не всегда удаётся проявить в своих начинаниях должное чувство меры и вкуса. Книги Софьи Хрусталёвой, на мой взгляд, удовлетворяют этим требованиям. В её поэтических миниатюрах владение словом органично сочетается с упомянутой мной свежестью дыхания, непосредственностью впечатления, своеобразным и нестандартным выражением поэтической мысли.
     Вот пример, взятый из наугад открытой книги: "Опустели подмости... Только что полоскала бельё баба бедная, мужем обижена. Он в синяк свою руку отбил об неё. И она, бросив дом, в речку бросилась с сердцем униженным. Бил любимую, словно дерево-грушу отряхивал от плодов в урожайную осень. Свою душу она, ставшую оловом, вместе с сердцем своим и с собой — не леченье отправила в Просинь".
     Софья Хрусталёва творит поэтический текст, не используя традиционное деление на строфы. Она как бы оставляет за собой свободу творить на стыке жанров, то переходя на общепринятые силлабо-тонические ритмы, то вдруг несколько удаляясь в направлении прозы, и вновь затем возвращаясь к поэзии. Таково и содержание её миниатюр — она возвышает прозаические эпизоды, наполняя их поэтическим содержанием. Любовь к человеку, жалость к человеку, сочувствие всему живому — вот глубинный пафос миниатюр Софьи Хрусталёвой. Диапазон тематики её миниатюр широк — от бытовой зарисовки, в которой вдруг неожиданно проявляется глубокий философский смысл, до личного лирического излияния, обобщённого до общечеловеческого пафоса. Обе книги читаются на одном дыхании, на одной лирической волне.
     Софья Хрусталёва не их тех литераторов, чьи книги мелькают на прилавках книжных магазинов и назойливо навязываются коммерческой рекламой. Она из тех подлинных подвижников творчества, которые пишут, повинуясь неудержимому желанию установления духовной гармонии во взаимоотношениях с земным миром. Она сочувствует всем страждущим, радуется со всеми счастливыми, ощущает живую связь со всем сущим. Поэтому в её поэтических миниатюрах трепещет живой нерв жизни, не оставляющий читателя равнодушным.
     Вот ещё один пример из наугад раскрытой книги: "Так жалко белых лебедей. Они похожи на людей, бомжующих среди морозов. Когда их вижу — льются слёзы. Хоть шубки тёплые у птицы, но всё же мёрзнут, видно, лица... А под крылом теплым-тепло... Им даже больше повезло. А где же сироты бомжуют? Там, где ветра теперь бушуют, там, где и ночь, и день — мороз... Никто не видит сирот слёз". И т.д.
     Что это? Какой жанр? Поэтическая миниатюра. Мгновенная эмоция, запечатлённая в слове, в лирическом излиянии. Восхищение красотой мира, благоговение перед ним, ощущение неизбывного родства всему сущему... Вместе с тем, в целом ряде  произведений автор являет читателю активную гражданскую позицию, представляемую, тем не менее, не в форме лозунгов и деклараций, а, через философское размышление, в виде всё тех же поэтических миниатюр...
     "Разреши мне ходить по тебе! И присесть у родимых пенатов. Я ведь тоже в твоей есть судьбе, хоть частица моя маловата. Не мешай защитить от врага, если высунет жгучее жало. Ничего, что немного слаба, и от слабости сила дрожала. Разреши иногда на тебя от усталости мне приземлиться. О тебе наши гимны трубят. Заслужила их ты, мать Землица!"
     Очень эмоциональное, предельно искреннее признание в любви родной земле, Отечеству идёт из сокровенной глубины души Софьи Хрусталёвой, поэтому так волнующе воспринимаются эти внешне бесхитростные строки. Глубина подлинного чувства пронизывает ткань стихотворения. В этом один из секретов дарования Софьи Хрусталёвой — она говорит о самых простых, естественных для каждого человека вещах на самом пределе искренности,  и этим прокладывает прямой путь к сердцу читателя.
     Две новые книги Софьи Хрусталёвой — "Мельница жизни" и "Чувства — птица колибри" — представляют собой яркое и своеобразное явление современного литературного процесса. Хочется пожелать автору новых успехов в творчестве.