Константин Ерофеев __ БАБА ИЗ ТРАНСВААЛЯ
Московский литератор
 Номер 01, январь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Ерофеев
БАБА ИЗ ТРАНСВААЛЯ

     
     Красным,
                  белым
                           и зеленым
     Нагоняем сладкий бред...
     Взгляд блуждает по иконам...
     Неужели Бога нет?
                         Н.Рубцов. «Гость».
      
     Долго ничего не писал о киношедеврах. Да и не было долгие месяцы ничего заслуживающего моего и вашего внимания. Не писать же, право дело, о мушкетерах в «3D» или о «беременном» Дмитрии Дюжеве.
     Но вот в продвинутых (для интеллигенции) телепередачах стали все чаще упоминать о предстоящей премьере фильма «Жила-была одна баба». Режиссер Андрей Смирнов, автор знаменитого «Белорусского вокзала». Сын классика советской литературы Сергея Смирнова. Фильм о простой русской женщине («бабе», как не раз она обозначается в фильме) Варваре, тамбовской крестьянке. Через ее судьбу мы видим катаклизмы русской деревни с 1909 по 1921 годы.
     Место и время действия обозначены с предельной точностью. Фильм разделен на две части. Часть первую (1909-1914) я бы обозначил «как жили люди в нормальное время», вторая (1919-1921) названа режиссером «власть народа». А что за власть – мы увидим.
     Предложенное режиссером деление фильма на две части как нельзя оправдано. В части первой расшитые рубахи и казачьи фуражки, золотые ризы и трехцветные полотнища, ломящиеся от яств столы и тучные свиньи. Правда, здесь же садизм и блуд, инцест и нищета. Но это так, мелочи. Народную душу ими не испортишь. А душа народная в песнях живет! Вот и поют русские люди хором то свадебную величальную, то молитву супротив супостатов окаянных, а то и «Боже, царя храни!» (на коленях). Есть место и залихватской частушке (не матерной, конечно, такую только «комиссары» поют).
     А и благодать была на Святой Руси! Полна горница икон (перед ними родственники и лупят Варвару чем не попадя), исповедь в церкви (после нее обсуждаются планы продать все ту же Варвару за полтора целковых каким-то проходимцам), паломничество на Задонщину (отпаломничав, Варвара уже и сама не теряется, отдается душегубу и монастырскому послушнику Александру в каком-то хлеву). Тут как Герцена-безбожника не вспомнить, иные наши граждане о святом задумываются «почесывая себе задницу» (здесь все больше иные места). Обрядоверие, распущенность, лицемерие. Нет и малейшего желания жить по-божески. А ведь нам ту жизнь в фильме представляют как «град Китеж».
     Впрочем, там были ягодки. Цветочки на Святую Русь принесли «комиссары». Сказать, что они все монстры – это не сказать ничего. Я думал, что самые каторжные лица были у наших солдат в вайдовской «Катыни». Но нет предела совершенства, если уж наши режиссеры возьмутся за демонизацию своих (с недавнего времени) идеологических противников, то их не переплюнешь.
     Пожалуй, это первый фильм («Чекист» А.Рогожкина все же не в счет, там была некая инфернальная эстетика), где красные показаны сгустком всемирного зла. Разумеется, есть среди красных и нерусские (их в фильме именуют «жидами»), но всё же революционеры показаны как худшая часть русского народа, его отбросы.
     Творцы новой идеологии взяли на себя немалую ответственность не просто посыпать солью все еще не зажившие раны гражданской войны, а полоснули по ране на народном теле грязным клинком. Такой пещерный антикоммунизм, антисоветизм был оправдан в первые годы революции у эмигрантов И.Бунина («Окаянные дни») и А.Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»). Но он совершенно непонятен в наши дни. Впрочем, есть еще отличия. Герои Бунина, Аверченко, даже А.Амфитеатрова и П.Краснова не матерятся беспрестанно, повествование не сопровождается гнусными сценами половых перверсий.
     Впрочем, белые (здесь «бело-зеленые» - представители антоновщины) тоже расстреливают. Но видно, что это простой народ восстал на «коммуняк». Применяется небезынтересный «ход» - красные в новенькой стандартной форме представляются как бы некой полицейщиной, им в противовес антоновцы являют собой народную вольницу, вроде ополчения Минина и Пожарского. Вот идут они строем, босые и расхристанные с обрезами и вилами. Поют почему-то песню времен англо-бурской войны «Трансвааль – страна моя». Запевалой у них рок-музыкант и завсегдатай маршей «несогласных» Юрий Шевчук. Это в жизни на встрече со всесильным Владимиром Владимировичем он держится скромно, мол, это я, Юра Шевчук. В фильме же – народный трибун, «Долой Ленина!» кричит. И армия тамбовцев-антоновцев сплошь такая вся благородная: мы, де, не коммунисты, баб и детей не убиваем.
     В жизни немного не так все было. Прекрасно экипированная 50-тысячная кулацкая армия Антонова (оружие, включая пулеметы и орудия, было в огромных количествах передано повстанцам деникинцами) поначалу легко громила плохо вооруженные продотряды, изымавшие у кулаков избытки хлеба для голодающих столиц. Регулярных частей у Красной армии в тамбовской губернии было в 5-10 раз меньше чем повстанцев. Убивали повально всех сторонников советской власти, включая членов их семей. В то время Красная армия истекала кровью в боях с белополяками. Красноармейцам и били в спину кулаки. Впрочем, к концу 1920 года поляков малость поприжали, белобандитов вышвырнули за море. На антоновщину обрушилась вся мощь народной власти.
     Шла Гражданская война. Репрессии коснулись не только прямых виновников кулацко-бандитского мятежа. Об этом мы не должны забывать. Пострадали и невиновные люди. Поэтому жалко и бабу Варвару, истаскавшуюся и испившуюся среди дезертиров и проходимцев. Жалко и израненного Лебеду, и тихого отца Еремея.
     Но при этом, вслед за создателями фильма, не следует бросаться в другую крайность, повально реабилитируя всех бандитов, творя новые мифы. И уж тем более назначая кулацкий сброд представителями «Святой Руси», ушедшего от нас под воду «града Китежа». В последних кадрах на ставшую по мнению авторов фильма «безбожной» Русь обрушивается какой-то мутный поток, вроде библейского потопа. И вся Русь уходит под воду. В живых остается какой-то психбольной, он, видимо, и символизирует новый народ – советский, оставшийся жить на грешной земле во грехе.
     Именно такая заидеологизированность отталкивает зрителя.
      
     PS С официального сайта фильма: «ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ Роману Абрамовичу, Виктору Вексельбергу, Альфреду Коху, Владиславу Суркову, а так же Анатолию Чубайсу, Леониду Гозману, Анатолию Сердюкову, Владимиру Бакину, Владимиру Якунину, Андрею Гордееву, Василию Анисимову, Любови Слиска, Игорю Тинькову, Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту, Епископу Липецкому и Елецкому Никону, Игумену Рождество-Богородицкого Задонского монастыря Трифону, иеромонаху Гавриилу, Главе администрации Тамбовской области Олегу Бетину».