Владимир Артюх __ «ЛЮБОВЬ, КАК СВЕТОНОСНЫЙ КРЕСТ»
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Владимир Артюх
«ЛЮБОВЬ, КАК СВЕТОНОСНЫЙ КРЕСТ»

     
     Лев КОТЮКОВ. "Под небом любви". Новая книга стихотворений, эссе и прозы. — М.: ИПО " У Никитских ворот", 2011.
     Писать о таком мастере поэтического слова, каковым является Лев Котюков, непросто. Интерес к его поэзии не ослабевает на протяжении многих десятилетий. Поэт всегда находит то единственное слово, которое завораживает читателя своей искренней интонацией. Его поэтический голос невозможно не отличить от того рифмоголосия, которое обволакивает пространство русской поэзии. Лев Котюков, может быть, сегодня единственный поэт, которому подвластны потаённые, неизвестные нам "тайнозрительные" лабиринты русской души.
     Лирический герой Льва Котюкова прозревает в Слове Лик Божий и видит в Слове Человека.
     Поэту удалось запечатлеть и выразить незримое дыхание души. В этом дыхании души — и любовь, и бессмертие, и высокое одиночество.
     
     Душа прорастает сквозь тело —
     В незримый пылающий свет.
     И нет восхожденью предела, —
     Предела падению — нет…
     "Восхожденье"
     
     Книга состоит из трёх разделов. Первые два раздела — стихотворения. Третий раздел — эссе и проза.
     Все стихи поэта предваряют самоэпиграфы. Этот уникальный композиционный приём усиливает тематическое содержание книги. Самоэпиграфы существуют сами по себе и конкретно никак не связаны с темой того или иного стихотворения. А если и прослеживается какая-то связь, то она строится на взаимоисключающих мотивах. Сам поэт в автопредисловии "Воля любви" признаётся в этом: "… мои самоэпиграфы и самоцитаты чаще всего не объясняют и не оправдывают сочинённое… Скорее всего, мой случай можно обозначить как явление двойной радуги, когда повторимое обращается неповторимым, и когда неповторимое становится повторимым, когда в отражении и, кажущейся раздвоенности, пульсирует животворное единство и одиночество души человеческой".
     По моему мнению, самоэпиграфы поэта являются своеобразными стихотворениями в прозе, выполняющие роль медитативных праобразов, которые воплощаются в стихи. Они, собственно, тематически связаны с содержанием книги в целом. Их можно цитировать, выстраивая самостоятельную парадигму книги: "Прозревший в незримой тьме/ обречён на бессмертие; Добро не от свободы есть трусость; Воля не нуждается в свободе; Несбывшейся сон всё равно остаётся частью человеческой жизни; Без вечного одиночества нет бессмертия".
     Любовь, бессмертие, одиночество — вот основные темы, с которыми поэты никогда не расстаются. Однако Лев Котюков сумел их обогатить новым, свежим содержанием, истинным откровением православной русской души.
     
     Мы все без Бога — одиноки —
     В ревущем звёздном колесе,
     И даже в помыслах высоких
     Пред Промыслом — ничтожны все!
     
     И я — греховен и ничтожен,
     Но взгляд, исполненный любви,
     Останови на миг, о Боже !
     В моей душе останови…
     
     Поэтика стихотворений Льва Котюкова отличается оригинальной образностью и афористичностью: "Душа в седой крови; Я сам себе не современник; Но песни не ведают срока — И верят в бессмертье своё; И звенит река, и светится торопливым серебром; Случайное всегда необходимо; золотая душа листопада. Молчу на обрыве дыханья; Звёздный чернозём…" Можно сказать, что свежие метафоры и афоризмы поэта, — это стволовые клетки его стихотворений, дающие возможность чувствовать живое дыхание поэзии Льва Котюкова.
     В третьем разделе книги четыре эссе: "Единство и одиночество", " В поисках грядущего", "Страх любви", " Снег", а также "Против течения" (Заметки о поэзии), " Из дневника автора".
     В этом разделе то, что осталось за пределами стихотворений, но тематически связано с ними и такое же образное воплощение языком прозы, философской мыслью и энциклопедическими знаниями мировой истории и культуры. Чтобы не вдаваться в словесную суету своих размышлений, я процитирую максимы поэта, с которыми можно спорить, вести диалог, внимая мыслям автора, его переживаниям, его обнажённым откровениям:
     
     — Истинный талант есть равновесие между возможным и невозможным.
     — Жизнь — это не сон. Жизнь — вечная реальность без сна.
     — В единстве человек грезит о величии, а в одиночестве — о счастье.
     — Всё что ни есть вокруг нас и в нас — духоматерия.
     — Поэзия, как одиночество, не обязана никому.
     — Человек есть осуществлённая вечность.
     — Россия!.. Вырубленные сады… Вечные високосные годы…
     — Но без человека нет смерти в мире!.. Нет бессмертья в мире без человека!...
     — Самое невозможное в литературе — поэзия. Самое невозможное — бессмертно, а потому и неизбежно.
     — Мечта — это уже почти любовь.
     — И длится, длится тяжёлое русское время.
     — Истинная проза есть одухотворение возможного.
     — Истинная поэзия есть одухотворение невозможного.
     
     У русского поэта Льва Котюкова свой "светомир", наполненный бессмертьем и одиночеством, добром и молчанием, смертью и любовью:
     
     Любовь всегда неповторенья миг!
     Любовь сполна один Господь постиг…
     
     Но и во тьме забытых Богом мест, —
     Во мне любовь, как светоносный крест.
     
     Издательство "У Никитских ворот", работающее уже двадцать лет, сделало замечательный подарок истинным любителям русской поэзии. Мне думается, что книга
     Льва Котюкова "Под небом любви" обретёт своего умного и вдумчивого читателя, настоящего ценителя русского слова.