Вл. Гусев
ТОРЖЕСТВО СТРОГИХ ФОРМ
|
"Бесконечный свет", Антология современной лирики (восьмистишия). Автор проекта — Н. ЧИСТЯКОВА (МАЗАЛЕЦКАЯ). — М., "У Никитских ворот", 2011.
Сотни восьмистиший… А почему восьмистиший? Почему не семи, не шести, и так далее?
На такие вопросы не бывает ответов. Можно только ответить вопросом на вопрос: а почему большой роман, роман в стихах, "Евгений Онегин" весь написан одной строфой? Хотя строк там не восемь, а четырнадцать, но "онегинская строфа" и сонетом не является…
Ясно одно, что в эпоху великого "многообразия стилей и жанров", индивидуальностей и мнимых манер время от времени возникает поэтическое тяготение к строгой форме. Летом мы любим цветы и пышную зелень, а зимой — зимой мы, русские, любим белый снег. Строгость.
Так уж мир устроен — не на все "почему" есть ответы…
Восьмистишия.
Далеко не все восьмистишия — октавы, триолеты или газели, связанные жесткой рифмовкой. Здесь все-таки свободная, хотя и "строгая форма".
Бессмысленно пытаться давать стилевой анализ. Стихов, да, много, они разные, но форма выдержана.
А "строгая форма" имеет свои законы. Ну, например, она требует верности большой классической традиции.
В конце приведу лишь строки Василия Казанцева из этой книги:
Над росяным, с отливом, воска,
Сияньем спеющих хлебов
Зари далёкая полоска
Горит, как первая любовь.
И так же чисто и крылато
Парит, прозрачная насквозь,
И так же ясно, как когда-то
Сулит всё то, что не сбылось.
Мне кажется, что весь сборник, в основном, всё же выдержан вот в этом тоне…
Здесь поэты известные, малоизвестные, совсем неизвестные; не будем сейчас раздавать отметки, всё равно не получится…
Сборник есть сборник.
Восьмистишия.
Строгая форма…
Читайте…
|
|