Александр Алиев __ «ОСЬМЫЙ ДИВ СЕЙ ДОМ...»
Московский литератор
 Номер 13, июнь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
«ОСЬМЫЙ ДИВ СЕЙ ДОМ...»

     
     Уже более полувека село Коломенское, что на правом берегу Москвы-реки, входит в черту столицы, и большинство наших современников даже не задумывается о том, что когда-то город и данную местность разделяло довольно приличное расстояние — семь вёрст. Кстати, эта ровная и широкая дорога первой в России была размечена необычайно высокими верстовыми столбами, отсюда и выражение "коломенская верста". Само село, по преданию, основали жители Коломны, которые бежали от нашествия полчищ хана Батыя. Однако, первое письменное упоминание о Коломенском мы находим в духовной грамоте Ивана Калиты (1336 год), и с той поры становится оно вотчиной Московских Великих князей и царей.
     Над селом буквально витает дух старины. Таинственные предания и значимые исторические факты, вековые зелёные насаждения и бесценные памятники архитектуры... Здесь обитали, можно сказать, самые первые москвичи — представители во многом ещё загадочной дьяковской культуры. Здесь появился один из первых на Руси шатровых храмов — знаменитая церковь Вознесения Господня, а позднее, по другую сторону Голосова оврага, поднялась не менее знаменитая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный (помимо собора Покрова на Рву) сохранившийся многостолпный храм XVI столетия. А в вышеупомянутом овраге, говорят, есть вход в другое измерение...
     

     Недавно музей-заповедник "Коломенское" пополнился новинкой — копией в натуральную величину Дворца царя Алексея Михайловича. Появление макета общественность приняла, в целом, положительно, хотя, разумеется, нашлись и скептики. Но давайте по порядку.
     В правление второго Романова село Коломенское переживало настоящий подъём. В молодости Тишайший царь увлекался охотой и часто приезжал сюда, а, став семейным человеком, проводил здесь почти каждое лето и начало осени. По традиции того времени новые государевы хоромы ставились на месте прежних. Так поступил и Алексей Михайлович, велев перестроить дворец своего отца, Михаила Фёдоровича. К 1667 году был завершён черновой этап — деревянное здание срубили два человека: плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. В течение следующей зимы велось украшение дворца резьбой.
     Летят дни, месяцы. Из-за границы привозят краски и сусальное золото для отделки фасадов и внутренних помещений. Русские мастера расписывают зеленью чешуйчатую кровлю. А специальная артель под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова и выписанного из Персии художника-армянина Богдана Салтанова занимается росписью стен и потолков по грунтованным холстам. И так два года. Наконец, 27 августа 1672-го патриарх Питирим проводит торжественное освящение дворца.
     Ах, что это была за чудесная постройка! Двести семьдесят отдельных деревянных комнат (клетей) и анфилада парадных залов соединялись между собой сложной системой переходов. Личные покои царя находились в восточном крыле, их кровля крыта частично "в бочку", а частично "в шатёр"; на вершине шатра сиял золотом двуглавый орёл. Далее, вглубь двора, шли покои царевичей, а за ними — обширная государева мыльня. Покои царицы мы бы обнаружили в северном крыле, и, наконец, покои больших и меньших царевен были в самом отдалённом уголке дворца. Там и сям поставленные башенки венчали флюгера, остриё же чешуйчатого "купола" над столовой — орёл на глобусе между львом и единорогом, символ высшей власти.
     Два подклета занимали хозяйственные помещения, кладовые, жильё дворцовых служащих, стрелецкие караульни.
     
     На всех, кому выпала честь оказаться в коломенских хоромах, они производили поистине ошеломляющее впечатление. Чего стоили одни парадные залы! Скажем, Столовая палата, вход в которую вёл через Столовые сени. Или Думная палата. Или Престольная палата, где стояли по бокам от трона две фигуры львов, снабжённые хитроумной механикой: в определённый момент они вращали глазами, открывали пасти и издавали "рык". Для отделки ряда покоев использовалась испанская тиснёная кожа, на стенах висели гобелены французской работы. Видевшие дворец иностранцы называли его "драгоценной игрушкой, вынутой из ларца", "восьмым чудом света". О том же писал известный богослов, поэт и переводчик, наставник царских детей Симеон Полоцкий:
     
     ...А злато везде пресветло блистает,
     Царский дом быти лепота являет.
     Написания егда возглядаю,
     Много историй чудных познаваю...
     Окна, яко звезд лик в небе сияет,
     Драгая слюдва, что сребро, блистает.
     …............................................................
     По царской чести и дом зело честный,
     Несть лучше его, разве дом небесный.
     Седмь дивных вещей древний мир читаше,
     Осьмый див сей дом время имать наше.
     
     Всю вторую половину XVII и начало XVIII века дворец в Коломенском процветал. При царе Фёдоре Алексеевиче и правительнице царевне Софье производились отдельные достройки, обновлялись росписи помещений и зелень кровель. В 1685 году в одной из башенок были устроены часы с боем. Зимой 1709 года Пётр I прожил во дворце около недели, готовясь к грандиозному московскому "триумфальному шествию" в честь победы под Полтавой; здесь же 18 декабря родилась его дочь Елизавета — будущая императрица Всероссийская.
     Однако позднее здание стояло практически заброшенным и редко посещалось. Правда, императрица Анна Иоанновна повелела содержать дворец "в добром призрении", но ремонтные работы не велись. Изменение ситуации вроде бы наметилось при Екатерине Великой. Почти сразу же после вступления своего на престол государыня пожаловала в Москву и подробно осматривала все коломенские строения. Повелено было создать подробные планы фасадов дворца и составить смету ремонта. Для себя императрица решила поставить новый небольшой дворец на месте Скотного и Конюшенного дворов. Осенью 1766-го все старые постройки были снесены, после этого рабочие приступили к возведению загородной императорской резиденции.
     А между тем "Коломенские управительские дела" сообщают в Петербург, что прежний дворец сильно обветшал, там уже начали обрушиваться крыши и лестницы. Да и посетивший Коломенское зодчий Василий Баженов подтвердил — затраты на ремонт будут очень высоки. И Екатерина распоряжается здание и его фундамент разобрать, а место очистить. Сие было исполнено, скорее всего, на исходе 1768 года.
     
     Прошло почти двести пятьдесят лет. Сменили друг друга грандиозные государственные формации — Российская империя, Советский Союз. Утвердилась новая демократическая Россия. Ещё в 1990-х годах среди сотрудников музея-заповедника "Коломенское" возник замысел воссоздания замечательной постройки, в итоге он был поддержан правительством Москвы. Были проведены археологические раскопки, обследована уцелевшая часть фундамента. Были тщательно изучены обмеры и зарисовки дворца, сделанные в своё время архитектором князем П. В. Макуловым, и "верный" деревянный макет, изготовленный в позапрошлом веке. И что же?
     Нынешний Дворец Алексея Михайловича посетители видят совсем не на том месте. Исторический участок за прошедшие века зарос многолетними дубами и липами и превратился в природный комплекс. Поэтому было принято решение о переносе строительства за Голосов овраг, на территорию бывшего села Дьяково.
     И почти сразу создалась курьёзная ситуация: вознамерившись осмотреть новинку, большинство туристов традиционно приходит в усадьбу со стороны метро "Коломенская" и бродит в недоумении. Никакого намёка на дворец, никаких указателей. Есть, правда, табличка, гласящая, что вот тут, мол, и стояли уникальные царские терема. Но где же сам восстановленный шедевр? Охранники говорят примерно так: ступайте прямо, потом влево, потом направо, там спросите! В общем, приходится идти наобум, вдоль оврага, через старые яблоневые и вишнёвые сады, и не меньше двух километров.
     
     Заново сделанный дворец, бесспорно, эффектен. Тем не менее, это макет в натуральную величину: монолитные несущие конструкции выполнены из железобетона и покрыты затем брёвнами. (Что поделать — таковы теперь правила пожарной безопасности, от них отступать нельзя.) И кровля явно покрыта современным материалом. Кроме того, нарушена ориентация вокруг сторон света — макет повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, это полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения. Смотрится дворец как-то одиноко, ведь всё, что его окружало — храмы, палаты, службы — осталось на прежнем месте. Особенно непонятным выглядит один переход на арках, заканчивающийся... ничем. А на самом деле переход сей должен вести в каменную церковь Казанской Богоматери.
      Напрашивается вывод: дворец не представляет никакой исторической ценности, это декорация, которая создана, прежде всего, для музейных целей. Настоящие знатоки-москвоведы в один голос утверждают, что новодел, по сравнению с филигранно сработанным макетом XIX века (он находится в экспозиции Передних ворот усадьбы), выглядит топорнее и недовоплощённее. Получилась в итоге пафосная громадина в угоду амбициям прежнего мэра Москвы, обошедшаяся городскому бюджету в 1 миллиард рублей.
     Но, разумеется, всё вышесказанное отнюдь не умаляет заслуг модельщиков и скульпторов, художников-керамистов и иконописцев, резчиков по дереву и паркетчиков, позолотчиков и витражников, ткачей и златошвей — короче, всех тех, кто вложил свой немалый труд в оформление дворцовых интерьеров. Ведь были привлечены не только мастера из Москвы и Подмосковья, но и из Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздаля, Новгородской, Псковской, Курской областей. Таким образом, воссозданы Хоромы царя (десять помещений), Хоромы царевичей (пять помещений), Хоромы царицы (семь помещений), два помещения в Подклете — Мыльня и Сени перед нею. Отрадно, что практически все комнаты и залы наполнены подлинными предметами XVII столетия из фондов Музея-заповедника, отражающими образ эпохи и повествующие о быте царской семьи. Что касается Хором младших царевен, имеющих отдельный вход, то там устроена постоянная выставка "Сокровища русского искусства. XVII в.". Также в тесной связи с интерьерной зоной рассматриваются и чрезвычайно богато украшенные Красные (Парадные) крыльца. Правда, не обошлось без ложки дёгтя — информационных табличек. Они качественно выполнены, однако содержат порою наспех составленный, нелепый текст. Вот, например.
     "Даже напрягая все силы страны на строительстве Санкт-Петербурга, Пётр I не забывал направить часть их на поддержание дворца в Коломенском".
     "Коломенское стало колыбелью, из которой Пётр шагнул в широкий мир".
     "Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу". Далее через два предложения:
     "Архитектурный ансамбль Коломенского наряду с Немецкой слободой определил тягу Петра к европейским стилям". Еще через предложение:
     "Сам Коломенский дворец... отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни".
     Ну, право слово, цитаты из школьных сочинений!
     
     ...Посетить Дворец Алексея Михайловича интересно и полезно в любом случае.
     А по выходным дням здесь проводят специальные экскурсии — девушки-гиды одеты в красочные боярские костюмы времён первых Романовых.