Виталий Мухин __ БАЛЛАДА ОБ УШЕДШЕМ
Московский литератор
 Номер 12, июнь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виталий Мухин
БАЛЛАДА ОБ УШЕДШЕМ

     
     ПЛАЦКАРТНАЯ РУСЬ
     
     Всё детство моё прошло на колёсах —
     платформы, гудки, поезда.
     В плацкартных вагонах,
     а может быть, в общих,
     мы едем незнамо куда.
     И мама моя молода и красива,
     с тяжёлою русой косой.
     И папа чуть пахнет махоркой и пивом,
     как ёжик — не брит и босой.
     Я мало что помню, но помню, но помню
     безжалостный, подлый свой страх,
     когда шёл солдат-инвалид по вагону
     с протянутой кепкой в зубах;
     весёлого парня с губною гармошкой —
     он маму упрашивал спеть
     хотя бы куплет, ну хотя бы немножко
     про вольную русскую степь.
     И степь начиналась, и лето кончалось,
     к полудню спадала жара.
     Эпоха вокзалов державу качала —
     железные дули ветра.
     А навстречь им с песнями, матом и свистом
     несли свою удаль и грусть
     крестьяне, строители, авантюристы —
     плацкартная нищая Русь.
     Всё дальше от Бреста, всё ближе к Ишиму
     в надежде на хлеб и жильё
     летели составы, летели машины,
     а с ними и детство моё.
     Летело-летело и где-то пропало,
     но разве я ведал тогда,
     гребни
     какого
     девятого вала
     нас гнали незнамо куда?
     
     ***
     
     Вдруг под всполохом вспыхнула река
     и отразилась в лезвии штыка.
     
     И заиграл в песке зелёный лёд:
     когда-нибудь здесь дерево взойдёт!
     
     Когда-нибудь здесь наведут мосты,
     ну а пока секреты да посты
     
     хранят контрольной полосы покой.
     Нейтральный дождь косится над рекой.
     
     ПРОЩАНИЕ В СЕНТЯБРЕ
     
     Лил дождь ливмя, шатался во дворе —
     то затихал, то снова бился оземь…
     Они прощались в раннем сентябре,
     и в сентябре прощались они позднем.
     
     — Ну ладно,— говорил он, — я пошёл, —
     и, замыкаясь в тягостном молчанье,
     глядел в окно на долгий частокол
     дождя и безысходного прощанья.
     
     О чем он думал?.. И о чем она?
     Каких надежд несбывшихся руины
     оплакивала — тоже у окна,
     лицом уткнувшись в жалкие гардины?
     
     А за окном всё тот же ливень лил
     и женщина по улице бежала…
     Он душу, словно дверь ей отворил —
     и девочка вбежала и сказала:
     
     — Любимый, помнишь?..
     
     Здравствуй, светлый мой! —
     очнулись скрипки юности далёкой. —
     Любимый, вспомни! — и с такой тоской
     заплакали у самого порога.
     
     Да, он остался, он остался с ней,
     а кто уйдёт в такой кромешный ливень?
     И эта ночь продлилась много дней —
     и всё-таки была других счастливей,
     тянувшихся за поездом, как дым —
     всё по земле и всё куда-то за лес…
     "Голубоокий, что же мы творим?!"
     Они то целовались, то прощались.
     
     — Ну ладно, — говорил он, — я пошёл.
     Живи как знаешь, но потом не сетуй.
     Она в ответ: — Любимый, хорошо.
     Но, самый мудрый, впредь другой советуй.
     
     Он рассердился, побледнел лицом.
     От ревности слепой изнемогая,
     швырнул ей обручальное кольцо.
     Она в упор глядела, не мигая.
     
     Она глядела: шёл он по двору…
     Она глядела: сквозь ночную стылость.
     Она глядела — даже на ветру,
     пока кольцо впотьмах не закатилось.
     
     Катилось всё под жизненный уклон —
     угрюмый дождь в угрюмом водостоке.
     На запад мчался пасмурный вагон
     за солнцем, что застряло на востоке.
     
     Но и оно вдруг звякнуло кольцом —
     и затонуло в осени глубокой…
     Он вспоминал любимое лицо,
     хотя и не был он голубооким.
     
     ПРОЩАНИЕ С ЛЮБИМОЙ
     в коммунальной квартире
     
      — Зачем спешишь? Останься до звезды.
      Куда одна среди такого мрака?..
      — Тебе-то что? И в дождь ты без воды,
      скорей воды!..
      И я тогда заплакал
      над руслом, где струилась не река,
      а просто блеск серебренный да пена.
      Я плакал — набралось на два глотка,
      потом река провисла постепенно,
      собою обозначив Млечный Путь, —
      он грудь пронзал томительно и больно.
      Я говорил: — Напейся и забудь!
      Свети другим! А мне уже довольно.
      Но — то ли вправду слёзы солоны,
      но — чем неистовее к ним ты припадала,
      тем заливались пуще соловьи
      на уносящихся окраинах вокзала.
      Я говорил: — Забудь, но отзовись.
      И вновь рыдал, и вновь навек прощался.
      А лайнер прошивал глухую высь
      и в царственную точку обращался.
      Он падал вверх — стремительней меня,
      я вешался на собственных же себе венах.
      Вдруг донеслось: — Мне холодно, огня!
      Я запалил костры по всей Вселенной.
      И обнажился нищий потолок.
      "Ты сумасшедший!" — стены закричали.
      Но было поздно: сжёг себя я, сжёг —
      и мы во мгле друг друга потеряли.
     
      БАЛЛАДА ОБ УШЕДШЕМ
     
      Он однажды проснулся во сне
      от холодного острого звона —
      странный луч серебрился в окне…
      Он взглянул на него — и со стоном
      оборвался, Бог знает с какой
      колокольни, расхристанный, жалкий,
      чтоб нащупать будильник рукой
      и очнуться на дне коммуналки.
     
      Впрочем, так ли?.. Ведь не узнавал
      он её обновлённых обоев,
      что-то смутное припоминал —
      позабытое и дорогое.
      Сквозь паркет пробивалась трава.
      Он, конечно же, думал: "Едва ли…",
      машинально отметив сперва,
      что недавно паркет циклевали.
     
      Потолок, будто прорубь весной,
      размывали протоки Вселенной…
      Он не верил, но думал: "Бог мой,
      так недолго растаять и стенам!"
      И разверзся зияющий кров,
      растворился в нахлынувшей бездне,
      чтоб земная трусливая кровь
      вобрала в себя гулы созвездий.
     
      Он летел — на чужие огни,
      собираясь впотьмах на работу.
      Он глядел — на часы, а они
      выражали сплошную субботу.
      Для его заурядных мозгов
      это было, пожалуй, чревато:
      "Не пришельцы ль из высших миров
      изучают возможность контакта?"
     
      Что фантаста немыслимый бред
      перед этой космической съёмкой
      коммунальных трагедий и бед,
      анонимок, скользящих в потёмках
      по извилинам кухонных свар,
      протоколов, кого кто ударил…
      Да неужто и весь земной шар
      состоит из таких полушарий?!
     
      Потому и, схватившись за грудь,
      он потребовал капель устало.
      Боль прошла, но небесная грусть
      навсегда в его сердце запала.
      Он ходил на работу, как все:
      в семь вставал, ровно в семь возвращался.
      Образцовый читатель газет,
      он всё больше в себе замыкался.
     
      Но однажды, проснувшись во сне,
      он вдруг вспомнил: не те эти стены
      и не тот этот город в окне,
      и не той фонари ойкумены.
      Он едва не завыл, будто зверь,
      но, конечно, взял себя в руки,
      поглядел на жену и на дверь —
      и напялил всегдашние брюки.
     
      И ушел. А куда?.. И к чему
      он соседей вот так озадачил:
      "Поглядите, не надо ему
      ни жены, ни работы, ни даже
      прописки в г. Москве".
     
     ***
     
      Но что жалеть, но что жалеть о том,
      что чередом в свои уходит дали?..
      И мы в ночные хляби упадём,
      и нас ветра развеют без печали.
      Что горевать о выцветшей листве!
      Прислушайся — поёт деревьев табор:
      прекрасен май, как юности привет,
      но разве не прекрасен и сентябрь?
      Сентябрь мой — предгорья и леса,
      простор и синь сожгут твои убранства,
      но будут вечны эти небеса,
      как в переменах жажда постоянства.
      И потому не сжечь тоски моей
      по городам заманчиво далёким,
      и потому-то до скончанья дней
      в тех городах я буду одиноким,
      любя дорог протяжный жёлтый свист,
      скользящий, возвращающийся снова…
      Я тоже лист и как осенний лист
      лежать желаю у ствола родного.
      Истлею я — истлеет эта ночь.
      Вот мгла свернулась…Вновь с ветвей опала.
      Ещё одна печаль умчалась прочь,
      ещё одна мечта грустить устала,
      ещё одна взлетела ввысь заря.
      Дождь отошёл. Но эхо долгих странствий —
      дрожит, дрожит дождинкой сентября…
      Какие ливни в бронзовых пространствах!
     
     ***
     
      Что влечёт меня в этот сад,
      что томит, до сих пор беспокоит?
      Блик луны ли в том виноват
      али яблоко — там золотое?
     
      Я стою среди мокрой травы,
      я завяз в сентябре по колена.
      Ну, а там — в мелкой ряби листвы —
      струги-копны душистого сена.
     
      Стог ли плыл яснозвёздным путём,
      мы боимся уже целоваться,
      и лежим, и качаемся в нём
      рука об руку… Нам по семнадцать.
     
      А вверху, между нами как раз,
      чуть привстань — и заденешь щекою,
      будто кто-то повесил на сглаз,
      это яблоко, эх, наливное.
     
      "Но не смей,— ты сказала, — не тронь.
      Пусть и выше запретного круга
      его сочный пурпурный огонь
      нас в объятьях сжигает друг друга —
     
      позабудь! даже если само
      залетело в ладонь ухажёра..."
      Позабыл… кабы если бы смог
      раскусить этот камень раздора.
     
     ***
     
      Всего неделю таборной красой,
      сверкая самоцветною росой,
      шаманит осень, мечется по склонам.
      Взвихрит ли листьев пышный хоровод —
      и ливень с неба и с ума сведёт,
      то вновь ударит в бубен раскалённый,
     
      приветствуя времян иных рассвет,
      Червонным золотом сочится первый след,
      второй — дымится нежной бирюзою.
      Вчерашний дождь сидит в траве, как ёж,
      исходит паром молодая рожь,
      озимненная викингов зарёю.
     
      Всего неделю… А уже волна
      другими отраженьями полна,
      и только в сердце вросшие рябины
      удерживают якорями крон
      и эту пристань, и пустынный склон…
      О, лодьи Одина!.. Нет! — призраки чужбины.