Иван Голубничий __ ПРАВДА ЖИЗНИ
Московский литератор
 Номер 11, май, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
ПРАВДА ЖИЗНИ

     
     Софья ХРУСТАЛЁВА, "Калейдоскоп чувств". — М., ИПО "У Никитских ворот", 2010.
     Книга рассказов "Калейдоскоп чувств" Софьи Хрусталёвой стала ярким, хотя и не отмеченным шумным успехом, событием текущего литературного процесса. В этой книге воплотились лучшие традиции отечественной реалистической прозы, обогащённой элементами романтических фантазий и городского фольклора. Герои книги — преимущественно люди, что называется, "из толпы", из гущи народной жизни, не отягощённые выдающимися талантами и чрезмерно честолюбивыми помыслами. Но и в их бесхитростной жизни есть место и настоящему чувству, и настоящему чуду...
     Одно из главных достоинств прозы Софью Хрусталёвой — внимание к деталям. Любовно и тщательно выписывая детали быта, оттенки ощущений, сокровенные подробности переживаний, автор достигает весьма высокой степени художественной достоверности: "...На большом столе, накрытом белой скатертью, стоял голубой фарфоровый чайник. Из его носика струился белый пар. Ваза с конфетами и печеньем была похожа на сладкий букет. Две чашки с блюдцами были до половины наполнены тёмно-янтарной заваркой, источающей терпкий запах индийского чая. Этот аромат смешивался с запахом цветов, стоящих во всех свободных углах почти белой комнаты. На диване, покрытом пушистым белым покрывалом, сидели двое супругов...". Сколь убедительно выписана совершенно бытовая, и в то же время исполненная интимной напряжённости ситуация... И это всего лишь один пример, взятый произвольно. Следует отметить, что повествование во многих рассказах ведётся от первого лица. В какой степени это свидетельствует об автобиографичности сюжета? Наверное, это не столь важно. Проживая короткий, как правило, сюжет вместе со своим героем, Софья Хрусталёва сообщает ему свои переживания, своё мироощущение, свои представления о добре и зле, поэтому образ получает завершённость и заставляет сопереживать ему... Другое качество прозы Софьи Хрусталёвой — её пронзительная исповедальность. Редко выходя за рамки сугубо житейских ситуаций, она заставляет увидеть в обыкновенных людях, замороченных жизненными проблемами и неурядицами, то хорошее и светлое, что они сохранили под спудом повседневности. Её герои, как правило, не прячут свои чувства за высокопарными фразами, они говорят так, как думают — прямым стилем подлинной жизни, которую они принимают, несмотря на её тяготы и испытания…
     Наверное, нет необходимости в рамках небольшой рецензии подвергать рассказы Софьи Хрусталёвой подробному критическому разбору. Здесь были отмечены только некоторые особенности её яркого дарования. Следует отметить только, что читатель, погружаясь в атмосферу её прозы, в полной мере сможет ощутить неподдельный аромат русской жизни двадцатого века. Софье Хрусталёвой удалось сохранить это ощущение эпохи и передать его читателю. Интересно, что именно жанр небольшого рассказа она избрала для воплощения своих творческих интенций. Жанр, подаривший столько шедевров русской литературе, оказывается актуальным под пером современного прозаика. И это является ярким свидетельством неизбывного, неисчерпаемого богатства русской литературной традиции, в рамках которой творит Софья Хрусталёва.
     Очень точно написала в своём послесловии к книге "Калейдоскоп чувств" известная русская поэтесса Полина Рожнова: "Софья Хрусталёва пишет свои рассказы, как бы выбирая из памяти всё прошлое, увиденное и выстраданное не только ею самой, но и всем тем миром женщин, простых, казалось бы — заурядных, но таких ясных, земных…". Эмоциональное и очень точное определение, позволяющее лучше понять суть дарования Софьи Хрусталёвой. Но главное — это сами рассказы, открывающие перед нами жизнь, знакомую — и всё-таки в чём-то неведомую, загадочную и таинственную; порой жестокую и беспощадную, но всегда любимую и благословенную... Своё жизненное кредо Софья Хрусталёва сформулировала следующим образом: "… Даже для осуществления самой маленькой мечты надо сделать какие-то шаги навстречу, не раздумывая, правильно ли это будет. Лучше пусть неправильно, но попытка — это одно из направляющих для правильного маршрута в дальнейшем плавании… Жизнь — это море, по которому мы плывём, зная, что где-то есть берег…". Остаётся только пожелать талантливому автору благодарного читателя, способного в полной мере оценить и чистоту стиля, и искренность чувств, и подлинность переживаний, и красоту авторского языка. Софья Хрусталёва наследует традициям нашей великой русской литературы, и на этом пути автора, несомненно, ждёт ещё немало творческих радостей и открытий. Пожелаем ей успеха.