Вл. Гусев __ НЕТ ДРУГОЙ ПАРТИИ
Московский литератор
 Номер 10, май, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
НЕТ ДРУГОЙ ПАРТИИ

     
     Наше время — время несоответствия публичных заявлений и того, что реально происходит. Впрочем, сами публичные заявления, например по телевидению, не отличаются последовательностью. Как ни в чём не бывало могут показать заседание, где требуют объявить все годы Советской власти временем ГУЛАГа и более ничем, и тут же показать фильм, где Советская власть и сам Сталин обрисованы самым положительным образом.
     Вновь и вновь встаёт вопрос о так называемой "государственной идее". Несколько лет назад мы вместе с военными выпускали книжечки, посвящённые этому вопросу. Высказывались различные мнения, порою очень неглупые. Но потом всё так и заглохло.
     Так в чём она, государственная идея? В.В.Путин обнародовал мысль о создании предвыборного Народного фронта. Мысль красивая. Но фронт — на какой основе? Народные фронты в былое время создавались при наличии явного внешнего врага; но тут? "Единая Россия"?
     Начнём с названия. Единая? Единство старухи, которой нечем платить квартплату, и Абрамовича?
     Собственно, всё может быть просто: в партию "Единая Россия" надо принимать людей не карьерных, а бескорыстных. И не будет почвы для мечтаний о какой-то новой партии, где будут одни бескорыстные и не будет корыстных. Нет такой новой партии, надо работать с той партией, которая есть.
     Но, да, на какой основе?
     У Советской власти, как её там ни разбирай, государственная идея была. Что её не соблюдали, особенно на последнем этапе, это другое дело, но идея-то была.
     А сейчас?
     Православие?
     Но что скажут в Дагестане, Башкирии, Татарстане и так далее?
     Можно сколько угодно говорить о дружбе конфессий, и оно и говорится, но общей идеи тут нет. При советских было громоздкое и иностранное, но понятное слово "интернационализм", теперь такого нет.
     Капитализм?
     Не успев возникнуть, понятие это морально дискредитировало себя, да и никогда не было особенно популярным.
     В голове стоит слово "русский", не в этническом, а в духовном, философском смысле, но и это слово устроит, например, меня, но многих не устроит...
     Отсутствие государственной идеи, "общей идеи" (Чехов), "длинной идеи" (Блок) сказывается на всей духовной жизни.
     Разноголосица, нет маяков, ориентиров.
     Простой дилетантский вопрос: "Кто нынче лучший писатель?". Вопрос, повторяю, непрофессиональный, но ранее был выход: "Называйте того, кто первый приходит в голову".
     Нынче даже и литературно-студенческая аудитория — молчит. Нет ориентиров. Кто-то, наконец, робко сказал: "Гришковец". Может, и так, но никто не поддержал.
     Да что там студенты. Например, всеведующая газета "Завтра" вообще не знает, кто есть кто в Московской организации писателей.
     Нельзя жить без общей идеи.
     Всё распадётся...
     
     11 мая 2011.