Александр Алиев __ ПЕВЕЦ СТАРОЙ МОСКВЫ. К юбилею А. М. Васнецова
Московский литератор
 Номер 10, май, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ПЕВЕЦ СТАРОЙ МОСКВЫ. К юбилею А. М. Васнецова

     
     Мы все постигали азы наук в школе. Теперь то же самое делают наши дети и внуки. В учебниках отечественной истории школярам не раз попадаются иллюстрации, воспроизводящие облик средневековой Москвы. По большей части это репродукции с картин и акварелей замечательного русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова, одного из лучших знатоков столичного прошлого. Его живописные работы по данной тематике до сих пор представляют немалую ценность для москвоведов, археологов, просто любителей старины и постоянно помещаются в энциклопедиях, солидных академических трудах и популярных путеводителях.
     
     В АННАЛАХ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ есть, как мы знаем, семьи, давшие сразу нескольких деятелей сферы искусства. К их числу относится и семья Васнецовых, откуда вышло два крупных художника. Аполлинарий Васнецов, младший брат Виктора Васнецова, родился 25 июля 1856 года в селе Рябове (неподалёку от Вятки), в семье потомственного священника. Отец много сил и времени тратил на воспитание и общее развитие детей. Будучи хорошо образованным, он обращал внимание сыновей на красоту природы, рассказывал им о зверях и птицах, далёких, но таких притягательных звёздах. Кроме того, Михаил Васильевич любил рисовать и всячески поощрял занятия детей искусством.
     В 1866-м Аполлинарий поступил в Вятскую духовную семинарию, где уже обучался Виктор. Тот, впрочем, не закончив курса, вскоре отбыл в Санкт-Петербург — держать экзамены в Императорскую Академию художеств. А младший брат теперь всё свободное время проводил в прогулках по окрестностям Вятки, запечатлевая милые сердцу пейзажи. Старший Васнецов, приехав однажды на каникулы и увидев рисунки и этюды Аполлинария, понял, что в их семье растёт ещё один художник. Чтобы поддержать и развить его талант, Виктор устроил брата в мастерскую живописца Э. Андриолли, который был сослан в Вятку за участие в польском восстании 1863 года.
     Проходит несколько лет. Осенью 1872 года Васнецов-старший забирает Аполлинария, незадолго перед тем окончившего семинарию, с собою в Петербург. В столице шестнадцатилетний юноша, до того ни разу не выезжавший за пределы родной губернии, оказывается в совершенно другой, неведомой ему обстановке и с головой окунается в бурлящую художественную жизнь. Брат знакомит его с Ильёй Репиным и Иваном Крамским, Василием Максимовым и Архипом Куинджи, Марком Антокольским и Владимиром Стасовым… Теперь, казалось, ему прямая дорога в ученики Академии художеств. Но для зачисления туда необходим диплом о среднем образовании, какового у Аполлинария нет. Поразмыслив немного, он решает сдать экзамен за курс реального училища и садится за самостоятельное изучение различных наук — математики, химии, физики, географии, астрономии и др. В какой-то момент его так увлекает геология, что он едва не поступает в Горный институт, спасибо Виктор отговаривает. Потом под влиянием народнических идей наш герой становится учителем в деревне. В общем, живопись чуть не оказывается полностью заброшенной. К счастью, судьба распоряжается по-иному.
     
     В КОНЦЕ 70-Х ГОДОВ Аполлинарий впервые очутился в Москве. Стал жить у Виктора в 3-м Ушаковском переулке, на Остоженке. Красота и величие Первопрестольной столицы потрясли Васнецова-младшего. Целыми днями бродил он по улицам и площадям, любуясь Кремлём, бесчисленными храмами, монастырями, разнообразными по стилю дворцами и особняками. И здесь окончательно и бесповоротно решил стать профессиональным художником. Пользуясь советами Валентина Серова, Константина Коровина, Василия Поленова и, конечно же, брата, Аполлинарий весьма усовершенствовал своё дарование.
      Нужно сказать, что в последней четверти XIX века в русском обществе заметно вырос интерес к прошлому России, археологии и этнографии, а также к фольклору и древнерусскому искусству. Этот интерес нашёл выражение в произведениях многих мастеров живописи. Например, в центре внимания Василия Сурикова была трагедия судьбы народной, Андрея Рябушкина привлекал народный быт, Михаил Врубель и Виктор Васнецов обратились к сюжетам народных сказок и былин, а "мирискуссники" искали идеалы утраченной, по их мнению, в современной жизни красоты в излюбленном ими XVIII столетии. Что касается Аполлинария Васнецова, то ни до него, ни после никого из живописцев не интересовал так глубоко и серьёзно архитектурный пейзаж древней Москвы.
     Впервые московская тема прозвучала в творчестве Аполлинария Михайловича в 1891 году, когда он выполнил иллюстрации к "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" для юбилейного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова. Позднее известный промышленник и меценат Савва Мамонтов поручил Васнецову создать эскизы декораций к опере "Хованщина" М. П. Мусоргского. Художник со всей ответственностью подошёл к выполнению поручения. Стремясь достоверно передать жизнь Москвы XVII века, он перелопатил огромное количество материалов по истории, быту и искусству средневековой Руси. Премьера спектакля на сцене мамонтовского театра (Русской частной оперы) состоялась 12 ноября 1897 года и была благосклонно принята публикой и критикой.
     
     С ТОГО МОМЕНТА Аполлинарий Михайлович начал неустанно разрабатывать тему древней Москвы. Живописец с головой погрузился в изучение старинных планов, гравюр и рисунков, принимал участие в археологических раскопках, по крупицам собирал данные об облике Белокаменной. А однажды даже совершил над ней полёт на воздушном шаре с целью изучения ландшафта — расположения рек, возвышенностей и т. п.; это ему "наглядно показало, как из маленькой ячейки образовался громадный город". Дабы как можно чётче показать детали архитектурных форм, Васнецов использовал особую технику: на бумагу наносился рисунок углём, который раскрашивался акварелью и подправлялся цветными карандашами.
     Одна за другой появляются картины, отражающие многогранную жизнь города с его обычаями и нравами — "Улица в Китай-городе. Начало XVII века", "На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века", "Старая Москва. Разъезд после кулачного боя" (все 1900); "Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке" (1902); "Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век" (1903); "Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века" (1913) и др. В этой большой серии своим лёгким и праздничным колоритом выделяется работа "Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века" (1901). Васнецов показывает здесь святочные гуляния. Первый план занимает шумное шествие скоморохов, на которых с любопытством смотрят мальчишки и обитатели убогих рыбацких хижин. Позади шутов — арочный Всехсвятский мост, поражавший современников не только своими невиданными до той поры размерами, но и новизной строительной техники, белокаменные стены Кремля с горделиво возвышающимися за ними соборами, палатами, колокольней Ивана Великого. "Будет большой ошибкой считать жизнь старой Москвы скучной, монотонной и неодухотворённой, — говорил мастер. — Город жил полной страстей жизнью. Масса народа гудела, как улей и волновалась подчас бурно и жестоко… Я не только пишу мою Москву, я её такой наглядно как бы осязаю…"
     Первые десятилетия XX века — время наивысших успехов А. М. Васнецова. Он избирается академиком Петербургской Академии художеств, действительным членом Московского археологического общества, руководит пейзажным классом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Много путешествует по России (Урал, Сибирь, Крым, Кавказ) и Западной Европе, его картины экспонируются на различных выставках. Не менее десятка из них приобретаются для Третьяковской галереи, почти столько же для Русского музея. В Первопрестольной Аполлинарий Михайлович с 1903 года селится в огромном доходном доме, стоящем близ Садовой-Черногрязской улицы, в Фурманном переулке. Квартира хозяина всегда полна гостями: живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Алексей Архипов, Сергей Иванов, Константин Коровин, Станислав Жуковский, писатели Иван Бунин и Владимир Гиляровский, историки Иван Забелин и Василий Ключевский. Сам же художник больше всего любил бывать у брата, что обитал в собственном особняке, немного в стороне от 1-й Мещанской.
     
     РАЗУМЕЕТСЯ, небольшая по объёму статья не в состоянии вместить в себя описание всего жизненного и творческого пути Васнецова. Однако на одном моменте не остановиться нельзя. Осенью 1918-го Аполлинарий Михайлович был, к сожалению, отстранён от преподавательской деятельности в Училище живописи, ваяния и зодчества, реорганизованного в Свободные художественные мастерские, но практически сразу получил от столичного Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы) заказ. Какой? На создание серии произведений, воспроизводящих облик города XII-XIX веков. Художник с энтузиазмом принялся за работу, и ныне двадцать шесть больших акварелей занимают самое почётное место в музейной коллекции.
     Васнецов последовательно представил развитие Москвы от времён князя Юрия Долгорукого и до эпохи царствования Александра II. Таковы, например, произведения "Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля в 1156 году", "Москва-городок и окрестности в XII веке", "Московский Кремль при Иване Калите", "Московский Кремль при Дмитрии Донском", "Московский Кремль при Иване III", "Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке"…Апофеозом старомосковской темы стало, бесспорно, крупное станковое полотно "Вид Красной площади во второй половине XVII века", писанное в 1925 году.
     Летний, немного облачный день. Главная площадь российской столицы буквально кишит народом. На лестничном сходе Земского приказа стоит дьяк, читающий новый указ царя. Услышать новость собралась многоликая толпа, среди них несколько крестьян и маленький мальчик с собакой. Мимо проезжает колымага знатного боярина, запряжённая четвёркой лошадей. Шествует куда-то отряд солдат. Земский ярыжка с буквами З Я на груди ведёт двух заключённых. Невдалеке группа прогуливающихся иностранцев. Пространство площади почти целиком занято торговыми рядами с деревянными мостовыми. Величественно взирают на всю эту суету храм Покрова "что на рву" и Спасская башня с её знаменитыми часами-курантами. Многочисленные бытовые сценки, а также изображения архитектурного облика площади необычайно ярко и образно передают уклад московской жизни XVII столетия. К показу картины на заседании Комиссии по изучению старой Москвы Аполлинарий Михайлович специально подготовил доклад об истории Красной площади.
     До самых последних дней не расставался мастер с кистью и мольбертом. Много времени он проводил за этюдами в городских парках, монастырях, часто выезжал в Подмосковье. Одной из выдающихся работ Васнецова данного периода является эскиз "Новодевичий монастырь. Башни".
     
     … СТАРИННЫЙ серовато-жёлтый доходный дом и сейчас является доминантой Фурманного переулка. В августе 1956 года, в честь 100-летия со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова, на фасаде появилась мемориальная доска, а спустя девять лет здесь был торжественно открыт музей-квартира художника. Посетители могут увидеть васнецовские картины и рисунки, мебель, сделанную по его эскизам, личные вещи, архивные материалы. Тщательно восстановлена мастерская, некоторые полотна тут висят на тех же местах, что и при жизни мастера, в том числе портрет его супруги, Татьяны Ивановны. На мольберте стоит последняя незаконченная работа — угольный набросок на сюжет обожаемой им древней Москвы.
     "Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков… не только не умрёт, а наоборот, чем дальше будет существовать — тем будет ценимее". Так писал когда-то советский художник Константин Юон. Думаю, с этими словами согласятся многие.