Константин Ерофеев __ ВЕТЕР В ЛИЦО "АНТИТОТАЛИТАРИСТОВ"
Московский литератор
 Номер 08, апрель, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Ерофеев
ВЕТЕР В ЛИЦО "АНТИТОТАЛИТАРИСТОВ"

     
     До сих пор не стихают споры относительно пресловутых предложений об учреждении "общенациональной" государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении", разработанных рабочей группой по исторической памяти Совета по развитию гражданского общества и правам человека. В народе ее уже назвали "Десталинизация — 2011". Что за "историческая память" такая? Кажется, в Польше есть подобный институт национальной памяти (о нем теперь ничего не слышно).
     Что ж, о десталинизации мечтали и зэки в колымских лагерных бараках, и подчиненные Даллеса в удобных офисах, и "классики русской литературы" в парижских бистро, и оуновские "борцы за свободу" в лесных схронах. "Деятели" первой, второй, третьей, четвертой эмиграции, пятой колонны и эмиграции внутренней, диссиденты-дурдомщики и отказники, отщепенцы и тунеядцы. Писаки там-, сам— и тутиздата. Белые, коричневые, зеленые и голубые. Респектабельные лорды и неутомимые журналисты, аристократы со стеками с "железными крестами" на груди и прибалтийские "лесные братья", полицаи и охранники концлагерей. Имя им легион.
     Интервенции и войны, памфлеты и листовки, теракты и "голоса" из-за бугра. Крестовые походы и казни партизан, вредительство на заводах и экономические блокады. И все втуне. Значит, есть какая-то неведомая сила, противящаяся десталинизации.
     Разумеется, не все из вышеперечисленных господ годятся в авторы эпиграфа новоявленной Программы. Борис Николаевич годится. Вот бессмертная мысль великого реформатора: "Тоталитаризм пытался посягнуть на российскую открытость, и это грозило либо манией исключительности, либо комплексом самоуничижения". Открытость, как известно, бывает разная. В том числе и дурашливо-пьяная с "душой нараспашку". Впрочем, авторам Программы виднее, с какой открытостью наперевес идти войной на тоталитаризм.
     Отдадим им должное, цели провозглашают весьма открыто: "Только признание пагубности тоталитаризма может стать фундаментом для подъема общества и страны". Так ведь кризис нас давно миновал, все растет, цветет и развивается? Ан нет, у нас, оказывается, даже фундамента-то нет. Сидим мы, оказывается, на дне котлована.
     Это понимают и авторы Программы. Что же делать? Делать "модернизацию". Наконец-то (спасибо авторам Программы) и я понял, что такое "модернизация" и с чем ее едят. Модернизация — это "модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тоталитарного режима… При этом — с главным акцентом не на обвинении тех из наших предков, кто творил геноцид, разрушение веры и морали, а на почтении и увековечении памяти жертв режима. Окончание гражданской войны, развязанной в 1917 г". Так ведь признали уже: Соввласть отменили, красный флаг спустили и в грязь бросили, на пятнадцать осколков страну развалили. А геноцид, разрушение веры и морали — "праздник", который всегда с тобой. Это когда население по миллиону в год убывало (авторы Программы, видимо, об этом знают, потому и называют нашу страну "большая Катынь"), когда страну наводнили мракобесием и оккультизмом, когда разрушение семьи и гей-парады, наркомания и СПИД. Но это все мелочи жизни, есть задача поважнее — кончать войну 17-го года…
     Как войну кончать? Предлагается "укрепление международного престижа страны". Ведь только так наша страна может "вызвать к себе уважение со стороны всех нормальных людей и народов". Нормальных… А разве есть еще и ненормальные народы? Помнится один антисталинист все делил народы на нормальные и всяких там "швайн". Он плохо кончил.
     Предлагаются и "конкретные направления программы": "необходимо провести массовую установку обелисков и иных знаков памяти как в местах захоронения жертв тоталитарного режима, так и в городах и селениях, где их арестовывали и откуда их вывозили". Потом опыт установления могильных крестов предлагается распространить на "все страны СНГ и Балтии", а в перспективе на страны, входившие в "соцлагерь", а затем и на всю старушку Европу. И будет весь наш континент одним сплошным кладбищем. Модернизация!
     Кроме ритуальных услуг населению предложат заниматься переименованиями: "стоит переименовать странновато звучащий День народного единства в "День памяти жертв гражданской войны и национального примирения"". После громогласно и величаво звучащего Дня Великой Октябрьской Социалистической Революции" день народного единства и вправду звучит странновато. Но, отдадим должное, не более странно, чем день памяти жертв национального примирения.
     Еще нужно "стимулировать и повсеместно развивать музейную работу, направленную на освещение трагических страниц советской истории". Т.е. про светлые и счастливые страницы писать ни-ни, опять же про одни кладбища. Дело первостепенной важности: "перезревшее решение о захоронении тела Ленина". Тут не просто с заступами и лопатами на кладбище придти нужно: "нужна и большая предварительная разъяснительная работа, чтобы вся предлагаемая программа не свелась бы к выносу тела из мавзолея и кампании вокруг этого". Т.е. и поминки шикарные справить и на костях сплясать потом.
     Вот идут-бредут на кладбище очередные "антитоталитаристы", несут мешки макулатуры из своих памфлетов и программ, мусора и опавших листьев. Мечтают высыпать их у кремлевской стены, на Мавзолей, на могилу Вождя Народов. В лицо им веет ветер истории.