Светлана Гладыш __ «И ЛИШЬ ЛЮБОВЬ–БЕССМЕРТНАЯ!–ЖИВА...»
Московский литератор
 Номер 06, март, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Светлана Гладыш
«И ЛИШЬ ЛЮБОВЬ–БЕССМЕРТНАЯ!–ЖИВА...»

     
     Анатолий АЛЕЙЧИК, "Мой потомок дальний, здравствуй!", Избранные стихотворения в 2-х томах. — М., БПП, 2010.
     "МОЯ ЖИЗНЬ ОБЫКНОВЕННАЯ и вместе с тем не такая, как у многих. Спроецированная через войну, почти полную утрату трудоспособности и вновь разгорающееся желание ЖИТЬ! И нет прекрасней того, что люди нарекли жизнью", — написал однажды Анатолий Алейчик. Он выстрадал это понимание, и пристрастным отношением поэта к этому пониманию наполнена каждая строчка его стихов. Он терзается и негодует, сталкиваясь с тем, как разрушается заложенный природой порядок мироздания; и вмешивается по праву гражданина, памятуя некрасовский завет стихотворцу.
     Особенно тревожно звучит голос Алейчика, когда он видит, как безжалостно уродуется нашим жестоким временем хрупкий стебель едва распускающейся жизни — временем беспощадным к самым слабым, самым незащищенным. Дети… Они всегда платят по счетам взрослых. Когда больше, когда меньше, но всегда — сполна! Сегодня, словно вернулись разруха и беспризорники двадцатых годов прошлого века, но с принципиальным отличием: тогда власть взяла на себя ответственность за происходящее и занималась спасением детей — сейчас обездоленное детство предоставлено воле случая.
     Ответственность. Ответственность перед самим собой "за каждый день, что прожил на земле", за будущее сына и незнакомого мальчишку — незыблемое кредо поэта. И готовность защищать свои идеалы и вечная борьба за жизнь и будущее. Не страшась соблазнов и угроз.
     Им не сманить меня червонным златом,
     Не запугать ни пулей, ни ножом.
     Гражданская позиция Алейчика держится на отношении к своей земле, — "Богородский край просторный, / Утопающий в церквах", — которая чудо как хороша и дорога ему. Но компромисса с совестью Алейчик не терпит. Поэт предупреждает: во все времена судьба беспощадна к тому, кто из трусости избегает сделать выбор.
     Планку требований к самому себе поэт определил раз и навсегда — истинно по-мужски — и не снижает высоты. И такой же уровень отношения к жизни он ставит для сына — сначала мальчика, потом юноши, красивого, "с косою саженью в плечах".
     Стань мужем, коль настигнут беды.
     И никогда не предавай
     Родных, Друзей, свою Отчизну.
     Вперед, сынок, не трусь, давай!
     Писал Алейчик и о войне — той, далекой, не ведая, что его война — впереди. "В реальности всё оказалось куда страшнее, чем мог любой из нас предположить”, — вспоминает Анатолий.
     Литературный институт остался в мечтах, но Афганистан дал мощный импульс творчеству. И жизнь продолжается, пусть и в некоторых ограничениях.
     "Наблюдения за природой сводятся к недалекому выходу на речку Клязьму, — говорит Алейчик. — На ее берегу стоит моя девятиэтажка. Подвесной мост через речку дает мне возможность с головой уходить в мир природы. Все радостное, что написано о ней, создается на пенёчке. Под развесистой ракитой. Под щебетание птах и кузнечиков".
     Узковат кругозор, скажете? О, нет! Оказывается, как много можно увидеть благодаря лишь "недалекому выходу на речку Клязьму"! Надо лишь обладать особенным зрением и, осмысливая увиденное, пропустить его через сердце и душу, создать из всего этого "рожденный в муках стих".
     Алейчик смело пользуется словом как цветом, перемешивая одно с другим, словно краски на палитре — и получает строку сочную, выпуклую и живописную.
     Купол храма задушен
     Белым шарфом тумана.
     Напрягись и послушай —
     Плачет колокол: "Мама!"
     Времена года для поэта неизбежно, неразрывны в прекрасной гармонии, поэтому в описании лета часто присутствует напоминание о зиме.
     Средь яркой зелени травы,
     Как снег, цветы ромашки…
     Зимний пейзаж непременно наполнится горячим цветом:
     И в обрамлении седин
     Ветви зажглись снегирями.
     Отношение к природе у Алейчика изумительно одушевленное. Он участвует в существовании деревца, речки, цветка и сопереживает их состоянию; иногда образно отождествляя с человеком
     Остригли поле под нулевку,
     Как новобранца — на войну.
     И не перестает любоваться всем, что дарит взору природа.
     Ходит, хороводы водит
     Ветер охристой листвой,
     И с ума меня он сводит
     Своей дивной красотой.
     Великий русский писатель напророчил: красота спасет мир. А в нем — душу человеческую, тем более израненную, исстрадавшуюся, и благодарно принимающую целительную силу красоты. Наполняется такая душа любовью, переливая ее в поэтическое письмо.
     И лишь Любовь — бессмертная! — жива,
     И будет жить от века и поныне,
     И плавится под гильзами трава
     И пахнет Мирозданьем и полынью.
     Если вдуматься, то все написанное Алейчиком — исключительно о Любви. Любовь к Отечеству неотделима от его существа. Он преподносит ее людям и животным, не скупясь на доброе слово для комара и лягушки.
     Подобное отношение ко всему, что создано Творцом, помогает нам глубже понять — и оценить — милосердие поэта к тем, кто слабее и нуждается в покровительстве.