Александр Алиев __ «АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО» НА ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ
Московский литератор
 Номер 1, январь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
«АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО» НА ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ

     
     Летом 2010 года с поистине имперским размахом было отпраздновано 300-летие Царского Села. Действительно, "город муз" с его великолепными дворцами и затейливыми павильонами, тенистыми парками и зеркальной гладью прудов, город, ставший колыбелью пушкинской поэзии, имеет непреходящее значение для отечественной культуры. Однако за праздничной суетой слегка подзабылось, что три сотни лет исполнилось и другому пригороду Северной столицы — Ораниенбауму. А ведь ораниенбаумский ансамбль занимает в истории русского искусства особое место — как выдающийся художественный памятник XVIII столетия, сохранившийся с исключительной полнотой.
     
     В СРЕДНИЕ ВЕКА данная местность входила в состав Копорского уезда Водской пятины — пятой части владений Великого Новгорода. Здесь пролегало одно из ответвлений Балтийско-Ладожского пути. Потом эти земли были надолго отторгнуты Швецией, и лишь благодаря энергии и железной воле Петра I Россия вновь смогла приступить к решению проблемы выхода к морю. Как писал А.С.Пушкин, уже в 1704 году "государь видел необходимость в пространной гавани, в кою могли бы входить большие корабли, и крепости для прикрытия Санкт-Петербурга". Так появился Кронштадт. А вскоре все южное побережье Финского залива было разделено на участки для загородных дворцов царя и его приближённых.
     Во время своих поездок в Кронштадт Пётр часто останавливался в деревеньке, расположенной вблизи залива на речке Карость. Сия небольшая мыза под названием Теирис обозначена на шведских картах 1694-1695 годов. А новым хозяином здесь стал Александр Данилович Меншиков. Светлейший взялся за обустройство летней резиденции с большим размахом — общественное положение позволяло. Еще в Москве при князе состоял архитектор Джованни Марио Фонтана, занимавшийся для него перестройкой бывшего Лефортовского дворца. Теперь же итальянца затребовали в Петербург и поручили два ответственейших дела: проектирование дворцов Меншикова на Васильевском острове и, соответственно, в Ораниенбауме. Кстати, о названии. Предание гласит, что в уцелевшей от прежних владельцев теплице были обнаружены некие саженцы, и на стволе каждого из них висела табличка Oranienbaum, что по-немецки значит Апельсиновое дерево. Александр Данилович решил продолжить выращивание диковинных растений и дал своей усадьбе это имя. По другой версии, усадьба названа в честь английского короля Вильгельма III Оранского, которого Пётр I очень уважал. В этом случае перевод звучит как Древо <рода> Оранских. Отметим, что правильная транскрипция установилась лишь в конце XVIII столетия, когда разросшемуся городку пожаловали герб: в серебряном щите апельсиновое дерево с плодами. До этого писали и говорили по-разному. Вот, например, одна из записей в Походном журнале Петра Великого: "…поехал из Питербурха, кушал в Питергофе и был в деревне у светлейшего князя в Ранибоме. Приехали на Котлин остров".
     Большой ораниенбаумский дворец, подобно дворцам в Стрельне и Петергофе, уже самим своим положением у самых вод залива связан с морем, устремлен к нему и возвышается над ним, словно олицетворяя главную цель петровских деяний — утверждение на берегах освобождённой Балтики. Как свидетельствует современник, "… оный имеет весьма приятный вид через Финский и Кронштадтский залив". Окончательная отделка всех интерьеров меншиковской резиденции была завершена в первых числах сентября 1727 года. А буквально через несколько дней фортуна обратилась к Александру Даниловичу спиной: последовала жестокая опала и ссылка в Сибирь.
     Все имущество недавнего "полудержавного властелина" отошло в казну. Ораниенбаумские земли находились последовательно в ведении Канцелярии от строений, Дворцовой канцелярии, Адмиралтейств-коллегии. Большой дворец в какой-то момент стали готовить под Морской госпиталь, из залов и комнат вывезли всё декоративное убранство. Однако в1743 году судьба Ораниенбаума круто переменилась: распоряжением императрицы Елизаветы Петровны его "со всеми заведениями к оному принадлежащими" отдали Великому князю Петру Фёдоровичу, объявленному наследником престола.
     
     ГОСУДАРЫНИН ПЛЕМЯННИК вскорости вступил в брак с принцессой Софией Фредерикой Августой Анхальт-Цербстской (будущей Екатериной II) и увлечённо принялся осваивать подаренную ему местность. Известно, что Пётр всю жизнь благоговел перед прусским королем Фридрихом II и созданной им образцовой во всех отношениях армией. Великому князю тоже хотелось в будущем лавров полководца, а пока он предавался военным играм. В 1756 году по приказанию наследника началось сооружение потешной крепости Петерштадт. Проект цитадели и всех внутренних построек исполнен замечательным итальянским архитектором Антонио Ринальди, который, как и многие иноземные мастера, обрел в России второе отечество. Непосредственные же земляные и каменные работы вели ярославские и костромские крестьяне под наблюдением инженеров Гампуса, Соколова и Фёрстера.
     В отличие от прежних аналогичных крепостиц, Петерштадт возводился по всем правилам фортификационного искусства. Он стоял на небольшом мысу при впадении речки Карость в Нижний пруд. Четыре бастиона фортеции соединялись изломанными стенами. Внутри находились дома коменданта и офицеров, арсенал, кирха, казармы для солдат и гауптвахта, а в некотором отдалении — пороховые погреба. Со всех сторон Петерштадт был окружен глубоким рвом, заполненным водою; на пруду постоянно располагалось несколько игрушечных военных кораблей — фрегаты и галеры.
     Когда постройка крепости подходила к концу, Пётр выписал из родной Голштинии полки, каковые и составили здешний гарнизон. Но так уж вышло, что долго пользоваться своим любимым детищем императору не пришлось. Уже через полгода против Петра III был подготовлен заговор, во главе которого стояла его супруга Екатерина Алексеевна. Государь повел себя, надо сказать, пассивно, не оказал никакого сопротивления восставшим гвардейским полкам; 29 июня 1762 года его арестовали и вынудили отречься от престола.
     
     Я ЛЮБЛЮ БЫВАТЬ в Ораниенбауме, особенно ранней осенью. Туристов здесь, в отличие от других петербургских пригородов, не так много, и можно, наслаждаясь тишиной, бродить по аллеям огромного парка, а также вдоль речки Карость и многочисленных искусственных водоемов. Ага, вот и одно из самых примечательных местных строений — бывший дворец Петра III. Это практически всё, что уцелело от вышеописанной потешной цитадели. После событий 1762-го ее ещё довольно долго поддерживали в надлежащем состоянии, а когда Ораниенбаум был объявлен уездным городом, тут разместились органы местного самоуправления. Но постепенно земляные валы срыли, обветшавшие деревянные постройки разобрали. Остались только каменные: дворец и въездные ворота. Таким образом, уже в середине позапрошлого века о Петерштадте можно было говорить как о руине. "Выйдя из дворца, попросил я показать мне развалины маленькой крепости, из которой Петра III вывезли в Ропшу, где он был убит. Меня отвели в какое-то сельцо, стоящее на отшибе; я увидел пересохшие рвы, следы фортификаций и груды камней — современные руины, возникшие благодаря скорее политике, чем времени", — так записал в своем дневнике французский путешественник маркиз Астольф де Кюстин, посетивший Ораниенбаум в 1839 году.
     Итак, двухэтажный дворец Петра Фёдоровича. По сути это даже не дворец, а небольшой изящный дом в редком для России стиле рококо. Зодчий Ринальди придал его фасаду интересную особенность: один из углов здания плавной дугой вогнут внутрь. Такой простой и вместе с тем неординарный прием весьма интригует зрителя. Второй этаж украшен лопатками, высокими проемами окон, забранных снизу коваными решетками, балконом и нишами, в коих установлены бюсты.
     Но особенное, ни с чем не сравнимое впечатление производят интерьеры дворца. Из вестибюля по винтовой гранитной лестнице поднимаемся наверх и попадаем в анфиладу небольших комнат: Переднюю, Буфетную, Картинный зал, Кабинет, Спальню, Будуар. Самым большим и нарядным помещением считается Картинный зал, служивший одновременно и гостиной и столовой. Стены зала украшают десятки полотен известных европейских художников XVII и первой половины XVIII века, размещенные в определенной последовательности (шпалерная развеска). А на панелях стен и дверей — лаковые росписи в "китайском вкусе", исполненные русским мастером Фёдором Власовым.
     Не менее эффектно оформлены другие комнаты. Например, ореховые панно с накладным орнаментальным декором в Будуаре. Или китайские шелковые обои в Спальне. Всего же во дворце 218 декоративных лаковых картин, деревянная резьба и лепные плафоны на потолках и падугах, старинная мебель и фарфор.
     С дворцового балкона можно увидеть еще одного немого свидетеля эпохи Петерштадта — Почетные ворота. Когда-то вели они на Арсенальный плац крепости, а ныне одиноко стоят среди разросшихся деревьев и кустарника. Ворота состоят из арки-проезда, над нею высится восьмигранный фонарик с куполом и тонким шпилем. Венчает композицию флюгер с датой постройки: 1757. Сохранилась и решетка ворот, выкованная из пересекающихся полос железа.
     …Посетив дворец, как-то меняешь традиционное представление о Петре III. Несмотря на ряд недостатков в характере и чрезмерное увлечение военным делом, император обладал хорошим художественным вкусом, вполне профессионально играл на скрипке. Он приказал построить в своей резиденции Концертный зал, где ставились оперы и балеты, исполнялись кантаты, устраивались маскарады, а в саду перед ним "увеселительные огни". Зачастую об этом сообщалось в "Санкт-Петербургских ведомостях", а описания представлений "на театре в Ораниенбауме" издавались отдельными брошюрами.
     
     ОБ ОРАНИЕНБАУМЕ можно рассказывать бесконечно долго. Об ансамбле Собственной дачи Екатерины II (Китайском дворце) — "подлинном чуде полного чудес восемнадцатого века". О самом роскошном аттракционе того времени — Катальной горке. Но, увы, газетная полоса ограничена. Самое главное, повторим, то, что этот исторический пригород Петербурга сохранил свою первозданность, поскольку его удалось отстоять от немецко-фашистских захватчиков. Осенью 1941 года здесь появился укрепленный плацдарм, протянувшийся на 50 километров вдоль побережья Финского залива от Петергофа до реки Воронки. Любые попытки противника прорваться вглубь данной территории сводились на нет как мужеством советских бойцов, так и могучей артиллерией кронштадтских фортов и кораблей Балтики, в числе которых находился и легендарный крейсер "Аврора". А в январе 1944-го именно с "Ораниенбаумского пятачка" началось победоносное наступление наших войск, приведшее к полному снятию блокады Ленинграда.
     …Ораниенбаум — совершенно уникальное место. Однако после войны он долгие десятилетия пребывал на положении Золушки. Хотя тут и был создан музей-заповедник, масштабной реставрацией комплекса занимались мало. По посещаемости экскурсантами он стоял едва ли не на последнем месте среди других знаменитых окрестностей Северной Пальмиры. И лишь в самое последнее время за Ораниенбаум, что называется, взялись. Прежде всего, за Большой (Меншиковский) дворец, потом за другие постройки, а также парки. Это, конечно же, радует. Ведь бесценный ансамбль заслуживает самого бережного обращения.